Студентки 3-го курса Технологического института пишут: «Почему мы до сих пор считаем, что сначала нужно расписаться в загсе, а потом уже отдаваться любимому? Разве бумага удержит человека? Если у девушки и у парня действительно любовь, разве меньше будет ценить он ее оттого, что это совершилось раньше? Разве он поставит ей когда-нибудь в упрек то, что свершилось до свадьбы? Нам кажется, наоборот. Она верила, очень верила ему. Вот что оценит он...»
Первая позиция отражает традиционный, хотя и подвергаемый сомнению взгляд на «физиологическое» целомудрие. Девушки, воспитанные в этом духе, могут пойти (фактически идут) на ласки и поцелуи, но воздерживаются от физической близости до брака. Суть другой позиции заключается в том, чтобы, не пренебрегая физиологическим целомудрием, акцентировать внимание на нравственном значении этого понятия. Главное — «не бумага» (брачное свидетельство), а то, что лежит в основе отношений, — любовь. Письма свидетельствуют о стремлении молодежи выработать нравственно обоснованный принцип поведения, соответствующий моральным представлениям того «поколения женщин, которым никогда не придется... отдаваться мужчине из-за каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви».
Каждый молодой человек мечтает о том, чтобы кого-то полюбить и самому быть любимым. Близкие, интимные отношения есть, несомненно, большая ценность для человека. Однако очевидно, что такие отношения не возникают сами собой. Тем более они не могут возникнуть только на основе физической близости. Глубина и полнота отношений для обеих сторон зависят и от сходства духовных интересов, и от психологической совместимости и от готовности идти навстречу друг другу и проявлять инициативу. Важно, по-видимому, не только иметь развитые духовные интересы, знать литературу, интересоваться музыкой, но и уметь включить эти свои духовные ценности в процесс общения, сделать их основой, почвой взаимоотношений. Если духовной близости нет и даже трудно найти общую тему для разговора, то взаимопонимание и интимность вряд ли появятся даже после возникновения физической близости. Здесь уместно подчеркнуть: любовь — это не дар свыше, который раздается всем поровну и которого нужно ждать сложа руки. Любовь — творчество. Нужно хотеть любить, уметь любить, сметь любить. Поэтому следует воспитывать в себе открытость души, но в то же время умение отличать ложь от правды в человеческих отношениях.
Как готовить юношей и девушек к браку и семейной жизни? Об этом — в наших следующих статьях под рубрикой «Интимная жизнь молодых».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.