Сухие холмы Киммерии

Леонид Жуховицкий| опубликовано в номере №1460, март 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Даже неприступные крепости рано или поздно берут приступом. Появилось огнестрельное оружие, новые осадные механизмы. В конце пятнадцатого века генуэзский Судак (тогда он назывался Сугдеей) захватили турки. Крепость пала, но каменная кладка выстояла. Уже в наши дни на ней оставляют отпечатки пальцев тщеславные туристы: Витя из Тюмени, Маша и Жанна из Воронежа, Гога из Туапсе. Остается надеяться, что краска, которой написаны их имена, не столь долговечна, как стены великой средневековой крепости...

Дозорную башню еще называют Девичьей. Сохранилось сразу несколько легенд о прекрасных девушках, которые бросились с башни на скалы во имя несчастной любви. Не знаю, стоит ли за этими легендами какая-нибудь реальность: смущает, что во многих городах есть башни с аналогичными названиями и аналогичными легендами. Но интересно, что люди, у которых нередко выпадают из памяти штурмы, бои и осады, эти легенды исправно передают из поколения в поколение: видимо, для простого народа во все времена любовь была выше войны.

Счастливая строчка жизни — дорога из Планерского в Старый Крым. Двадцать километров, и что ни километр, то открытие.

Вышли рано, еще до солнца — только на востоке, на гребне горы Волошина, обозначилось красноватым отсветом место, откуда оно собиралось взойти. Ладно, пусть светит, лишь бы не слишком грело.

Сперва — спиной к морю и — вперед, вперед. Что впереди, не видно за холмиками, а справа — ровная, как стол, длинная гора Узун-Сырт. Гора тоже историческая, хотя славной ее истории не столь уж много лет. Здесь в двадцатые и тридцатые годы состязались и экспериментировали молодые планеристы со скромными, ничего не говорящими именами: Сергей Ильюшин, Олег Антонов, Сергей Королев.

Но вот ушли за холмы, взяли левее — и открылась взгляду длинная пустынная равнина. Это Библейская долина — говорят, так окрестил ее сам Волошин. Идти по ней часа два. Но вот долина уперлась в невысокие лесистые горы — новое открытие. Тропа, ровная каменистая тропа.

Впрочем, она для нас тропа. А для генуэзцев, вымостивших камнем путь через лес и горы, это была не тропа, а дорога. Чего только не везли по ней из глубинного Крыма или в глубинный Крым! Зерно, вино, масло, кожи, мед, воск, соль, оружие, предметы роскоши, ибо и в ту суровую эпоху средневековья была своя суровая средневековая роскошь...

Каждый поворот генуэзской тропы — новое открытие, ибо открывается новый вид. Например, море. А море издалека и сверху — совсем иное море. И, наконец, перевал, подарок путнику, место, начиная с которого дорога скатывается вниз, и тяжесть собственного тела становится не врагом, а союзником...

А почему, кстати, люди селились не у теплого, ласкового моря, а вот тут, за сухой долиной, за горами, за лесом?

Была причина. По морю, большой дороге тех времен, ходили не только добрые. Всякие попадались, в том числе и такие, что были вовсе не прочь пограбить богатый город. И половецкие ханы, знавшие толк и в богатстве, и в грабеже, разбивали ставку близ теперешнего Старого Крыма, где и пастбища получше, и от приключений подальше.

Тропа дает время подумать — спасибо ей за это!

На картах эту местность называют Восточным или Юго-Восточным Крымом. Вот и я ее так стал называть.

А зачем? Я же не картограф.

У каждого края, как правило, есть свое традиционное название. Оно, как фамилия человека, длинным корнем уходит в прошлое, в нем и память, и гордость, и вина, и беда. Это нитка, которую лучше не рвать, она сшивает эпохи.

У местности, о которой идет речь, есть свое имя — Киммерия. Так называли ее в старину.

Разве плохое слово? Не такое уж длинное, но за каждой буквой — три столетия. Само звучание напоминает о временах, когда Керчь была Пантикапеем, а Судак — Сугдеей. В стране с таким названием вполне могли действовать герои Грина, именно ее скорее всего омывают моря Айвазовского, а в стихах Волошина она названа именно так.

Вот и я хотел бы оставить это название за бухтами Судака и Нового Света, за лесами Старого Крыма, за скалами Карадага, за сухим, каменистым, прекрасным куском нашей земли.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Клонинги

Фантастическая повесть. Окончание. Начало в № 5.

На белой простыне экрана

Окончание. Начало в №5.