Смотри, Саша!

Евг Босняцкий| опубликовано в номере №640, январь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Электропоезд Загорск - Москва подан к платформе. Он простоит еще минут десять на станции, но пассажиры спешат войти в вагоны. На нескольких загорских заводах полчаса назад окончилась дневная смена. Рабочие и служащие торопятся домой: в Хотьково, Ашукинскую, Софрино, Пушкино... Одним из первых врывается в вагон человек лет двадцати пяти. Садится и с быстротой фокусника раскладывает на своей скамье и напротив четыре предмета - портсигар, коробку спичек, кепку, белое шелковое кашне. Поколебавшись не больше секунды, он вынимает из кармана и кладет на пятое место связку ключей.

- Саша, - кричит он, - сюда, Саша!

Сесть в вагоне уже негде. Старушка с тяжелой корзиной в руке, недоумевая, смотрит на захваченные прытким молодым человеком места. Он делает предупредительный жест и говорит со спокойной наглостью:

- Не надейся и не жди, бабуся. Тут завинчено крепко. Видишь, в углу борода? Сходит в Хотькове. Целься на то место, бабуся!

Тем временем подходит Саша, парнишка лет девятнадцати, в замусоленной кепке, в куртке со следами машинного масла. Он протягивает плохо отмытую после работы руку.

- Здорово, Лешка, - говорит он и почему-то не смотрит товарищу в глаза.

- Можно поздравить с получкой?

- Плохо, Лешенька, - парнишка все больше смущается. - Запорол в этом месяце три ответственные детали. Мамаша ждет пятьсот, а везу ей триста... Потерпи, Леша!

- Наше дело маленькое. Принесешь мамаше двести. Еще великий поэт сказал: «Пусть проигравший платит, кляня свою судьбу». Закон, Саша!

К занятым Лешкой местам пробираются еще четверо - все молодые рабочие ребята. «Здорово, Лешка!» - по очереди говорят они и, пожимая ему руку, садятся. Один из них - очень высокий, худой, с лицом сосредоточенным и унылым - смотрит в окно, за которым виден ярко освещенный киоск, в глубине которого поблескивают бутылки.

- Переживания, Толя? - с веселой усмешкой спрашивает Лешка. - Плюнь на все и береги здоровье! Помни, Толя, если появляются мысли, тоска, игра совести и тому подобное - делай вывод: недобор. Добавляй сто пятьдесят с прицепом, будет порядок, ты опять человек. Туда-обратно три минуты!

Высокий срывается с места, проталкивается к выходу.

- Подожди, Толя, и я с тобой! - кричит Саша и бежит за ним.

В окно видно, как поворачивает ручку автомата продавец, нацеживает в стаканы водку, наливает друзьям по кружке пива. Машинист дает сигнал, поезд трогается, Саша и Анатолий вскакивают на ходу.

... Лешка тасует колоду карт. Остальные внимательно следят за его движениями. Он раздает по три карты, шепотом называет сумму. Его пальцы действуют быстро, ловко. На них нет мозолей, нет глубоких, темных, непромываемых морщин... На четырех пальцах правой руки вытатуировано по букве: «Л-е-ш-а». Это говорит о многом, это как тавро. Одет он тоже по-другому, чем пятеро его товарищей. Пестрая кепочка, выкроенная кустарем из перелицованного заграничного жилета, почти спортивная куртка с накладными карманами, добротные хромовые сапоги, приспущенные гармошкой; на них свисают темно-синие шевиотовые брюки. Глаза у него дерзкие, все замечающие, взгляд пытливый...

Если же спросить ребят, которые его сейчас окружают, что он за человек, все единодушно скажут:

- Душа парень!

А другие пассажиры, которые каждый день возвращаются с работы этим поездом, что скажут они? Что скажет проводница, пожилая женщина, сидящая у двери и наблюдающая за порядком? Она ведь тоже не первый раз видит Лешку в кругу его молодых друзей.

Старушка с корзиной все еще стоит.

Бородач не сошел в Хотькове. Зато сошел один из игроков. Старушка двинулась было в ту сторону, но Лешка положил на освободившееся место кепку. Старушка открыла рот, хотела запротестовать. Пожилой рабочий остановил ее:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены