Механизаторы широкого профиля

Ю Фалатов| опубликовано в номере №640, январь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Раньше было так: разгар весеннего сева, а на усадьбе МТС стоят десятки машин. В чем причина?

Некому управлять машинами.

А в это время в тени, под развесистыми деревьями, сидит, покуривая, большая группа людей. Это комбайнеры. Они в году трудятся всего полтора - два месяца, пока идет уборка урожая. Кончилась уборка, комбайнеры расходятся по домам или остаются в мастерской МТС, выполняя мелкие поручения. Использовать их на ремонте тракторов, сельскохозяйственного инвентаря нельзя. Они не знают токарного и слесарного дела. Нужда же в людях, имеющих эти профессии, огромная. Случалось, что одного слесаря, пока он ремонтирует машину, ожидает еще десятка два тракторов.

В Надеждинской МТС Ставропольского края встал вопрос: как же производительнее использовать богатую технику, дать постоянную работу механизаторам в течение всего года? Выход подсказали комсомольцы. Они предложили без отрыва от производства организовать учебу трактористов, комбайнеров, машинистов смежных профессий. Допустим, водитель трактора изучит комбайн, комбайнер - трактор. Тогда они успешно станут подменять друг друга. В весенний сев комбайнер поведет трактор, в уборку тракторист встанет к штурвалу комбайна. Техника простаивать не будет, полевые работы станут выполняться быстрее.

Инициатива комсомольцев всем пришлась по душе. Желающих учиться нашлось около ста человек. Организовали восемь учебных групп. Во главе их поставили опытных, хорошо знающих дело преподавателей. Так, группу дизелистов поручили вести бригадиру молодежной бригады Василию Черкасскому, группой водителей прицепных комбайнов взялся руководить Николай Андреевич Говоров, группой самоходных комбайнов - опытный комбайнер Алексей Васильевич Криулин.

Учеба дала свои плоды. Впервые за всю историю МТС приходилось задумываться не о том, где найти людей для двухсменной работы машин, а о том, чтобы механизаторы не сидели без дела. Были укомплектованы все тракторные агрегаты. Причем на многих тракторах успешно работали комбайнеры, освоившие на курсах новую специальность. Так, например, комсомольцы Дмитрий Черкасский и Федор Гавринев на мощном дизеле «С-80» выполняли полторы - две нормы за смену.

Часть механизаторов была занята в колхозах: помогала устанавливать на фермах подвесные дороги, автопоилки, электродоильные аппараты, оборудовать кормокухни. Особенно отличился комсомолец Александр Макушенко. Овладев пятью специальностями, он помог колхозникам во многих делах.

Стать каменщиками, плотниками, кровельщиками, слесарями, электромонтажниками решили пятьдесят механизаторов. Среди них токарь-комсомолец Иван Варнавскнй. Прошлой зимой он изучал в кружке фрезерный станок. Помогал ему опытный фрезеровщик Иван Васильевич Бабин. В период уборки Варнавскнй оставался в мастерской один и выполнял работу токаря, фрезеровщика и электросварщика. Однажды произошел такой случай. У комбайнера Антона Морина поломался валик ведущего транспортера, он приехал в мастерскую. Варнавскнй валик выточил быстро.

- Кто же фрезеровать будет? - забеспокоился Морин.

Иван уверенно подошел к станку, и через десять минут деталь была готова.

Про комсомольца Ивана Варнавского в МТС говорят, что он мастер на все руки. Таких мастеров, как Иван Варнавский, в Надеждинской машинно-тракторной станции уже много. Здесь почти все механизаторы владеют двумя - тремя специальностями. Комбайнер Василий Рязанов хорошо знаком со слесарным и плотницким делом, тракторист Василий Варнавский - кузнец и медник. Комбайнер Семен Ельников - токарь и слесарь. Он исправляет мелкие поломки машин прямо в поле.

Быть механизатором широкого профиля, уметь водить трактор, комбайн, знать токарное и слесарное дело - такую задачу поставил перед рабочими машинно-тракторных станций сентябрьский Пленум ЦК КПСС. Первые шаги к этому сделали надеждинские комсомольцы. Дело, начатое ими, имеет государственную важность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены