Статья вторая.
Статью первую – «Помогите высокой девушке!» читайте в № 15.
Обязанности выходить замуж нет. Но право-то есть! И высокая девушка хочет своим правом воспользоваться. Не знаю, что стоит за этим желанием: искренняя потребность в любви, давление общественного мнения или что еще. Но хочет. Ее дело, ее жизнь, ее право.
Я написал, что в силу разных причин одинокие в обществе будут всегда, по крайней мере в обозримом будущем. И действительно будут.
Но отсюда еще не вытекает, что одинокими в обществе будут постоянно одни и те же. Хотим мы того или не хотим, но личная наша жизнь изменчива: кто-то расходится, кто-то женится, кто-то теряет любовь, кто-то ее обретает, и процесс этот неостановим. Невечность, увы, многих семей, непрочность связей болезненно удручают. Но в печальной этой закономерности есть своя светлая полоска: нестабильность дает надежду одиноким.
Как бы статистика ни пугала незамужних, как бы ни чудесила арифметика полов, она не всесильна. В клубах знакомств женщин стойкое большинство, но там всегда есть неженатые мужчины. В шахтерских городках преобладают мужчины, но там всегда есть незамужние женщины. Так что одинокие не пожизненно заключены в своем одиночестве. И, если не запрашивать у судьбы сверх ее возможностей, поиски радости не будут безуспешными, каждому выпадет глоток разделенной любви.
Что же пока помешало высокой девушке реализовать свое право на любовь? Что может помешать в дальнейшем?
Сама она называет единственную причину: трудно познакомиться. И, заботясь не только о себе, просит сделать все возможное для расширения еще молодой, но уже популярной у нас службы знакомств.
Быстро же летит время! Давно ли брачные объявления считались почти непристойностью? А теперь вошли в быт и если вызывают критику, то, пожалуй, только за крайнюю дефицитность отводимой им газетной площади. Отсюда урок на будущее: не спешить с осуждением непривычного.
На службу знакомств сегодня возлагают надежды многие. Однако будем трезвыми оптимистами: надежда – вещь хорошая, но даже из тысячи упований не сложишь одно свершение. Многорукая и горластая сваха эпохи НТР, как всякое новое дело, требует не экзальтированных восторгов, а честного анализа.
Служба знакомств развивается в нескольких формах. Основных, пожалуй, три: вечера для тех, кому «за тридцать», знакомство по объявлению и пока еще немногочисленные организации, которые, несмотря на пестроту названий и методов работы, рискну определить как брачные бюро. Какая же форма лучше?
Вот отрывок из письма тридцатипятилетней женщины:
«Возраст у нас такой, что на танцы не пойдешь. Организовали клубы «после тридцати». Сама там не была, были знакомые. Как они ругаются! Это же публичное унижение женщин! Туда можно пойти, если нет чувства собственного достоинства.
В Вильнюсе организовано бюро знакомств. В Латвии газета печатает объявления. Обратите внимание, что и в Вильнюсе и в Риге объявления дают со всей страны. Даже из Хабаровска и Южно-Сахалинска.
Если бы у нас одна из центральных газет взяла на себя труд печатать эти объявления два раза в месяц на своих страницах, то сколько людей были бы счастливы! Напрасно многие относятся к объявлениям с предубеждением. Пусть одинокие люди пишут друг другу. Ищут свое, единственное...»
Точка зрения довольно характерная. Вечера знакомств чаще ругают, на газетное объявление чаще надеются.
Что ж, давайте разберемся по порядку.
Зимой в очень хорошем приволжском городе я попал на вечер«Для тех, кому за тридцать». Вечер этот выглядел вот как.
Пятница. Довольно большой зал профсоюзного клуба. Народу много, в основном женщины, но и мужчин достаточно. На сцене дискотека: вертится лента магнитофона, улыбается диск-жокей, ревут динамики, вспыхивают и гаснут цветные огни. Все вроде бы как положено, а с первых же минут берет ощущение бедности и тоски.
В зале не курят, но надымлено: ползут грязные облака из буфета, из коридора и из прочих мест коллективного пользования, отведенных под табачное баловство. Динамики ревут, а звук неясный, сиплый, и мелодии средненькие, й слышаны все давно, и порядком надоели. Мигают цветные огни, но огня только два, желтый да красный, словно дергается бестолково неисправный светофор. Диск-жокей делает что положено, объявляет номера, приглашает к танцу, но речи его кратки и банальны, интонации мертвы – выкладываться не перед кем, вот и отрабатывает товарищ зарплату. И костюм на нем мешковат, и галстук вялым жгутом, и глаза скучные, и весь его вымученный энтузиазм откуда-то из позапрошлого десятилетия...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Повесть
Что делает райком комсомола, чтобы его внештатные активисты не оказались случайными людьми в первичных организациях