Случай или судьба?

Леонид Жуховицкий| опубликовано в номере №1375, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне кажется, вот в чем.

Она хочет встретить близкого человека, чтобы «подарить ему свою нежность», – естественное и прекрасное желание! Но посмотрите, как подробно она рисует облик этого пока еще не встреченного, а лишь предполагаемого Сокола (употребим ее же термин).

Сокол должен обладать целым рядом заранее заданных качеств. Чтобы понравиться Наде, он должен разделять не только ее основные взгляды на жизнь, но и вкусы, манеры, многочисленные житейские пристрастия.

Этот одинокий молодой человек не должен знакомиться в городском транспорте. Не должен быть хамом, то есть до официального бракосочетания посягать на девичью честь: вероятно, ему придется спланировать свою страсть таким образом, чтобы она достигла апогея как раз к финалу свадебного ритуала. Не должен разводить аквариумных рыбок. Должен иметь «единолюбимые» с Надей песни и кинофильмы. И, наконец, желательно, чтобы их с Надей соединил вечно юный, никогда не стареющий вальс.

Меньше всего хочу ставить под сомнение Надин вкус: каждый из нас имеет право на свои представления о настоящем мужчине и идеальной женщине. Я просто подозреваю, что искать Сокола именно с таким сочетанием достоинств не просто трудно, а практически безнадежно.

А как быть, если одно в нем годится, а другое решительно не подходит? Скажем, рыбок не разводит, но зато посягает на честь. Или, напротив, не посягает, но прекрасным бальным танцам упорно предпочитает «безобразные современные», Или, допустим, в песнях полное единолюбие, а в кинофильмах непримиримое расхождение. Как тогда? А ведь возможен еще и самый обидный вариант: и не разводит, и не посягает, и в танцах полное единолюбие, а Надя ему не понравится...

Пожалуй, теперь легче ответить на вопрос, почему красивая и серьезная Надя, обладающая вроде бы всеми качествами хорошей жены, до сих пор одна. Да, она готова отдать нежность близкому человеку, которого пошлет судьба, но при этом ставит судьбе весьма жесткие и слишком конкретные условия, которые та не может или не хочет выполнить. Но ведь и судьбу надо понять: одиноких женщин много, соколов недобор, и с какой бы стати фортуна предоставила именно Наде преимущественное право выбора?

Особо хочу сказать о гордости, той самой, что раньше Нади родилась.

Когда-то слово «гордость» считалось почти бранным: церковь проповедовала смирение. В проповеди этой, вероятно, было немало лицемерного, ибо смиряться приходилось в основном не богатым и сильным, а тем, кому, кроме смирения, иного и не оставалось. Но сегодняшняя проповедь гордости, которую подросток в разных формах слышит и в школе, и на лекции, и за домашним столом, – лучше ли она? Ведь гордость в бытовом, житейском смысле слова – чувство довольно мелкое. Слишком часто оно замешано на самом дешевом самолюбии, а то и на элементарной трусости: и друга оскорбим, и от любимого отвернемся, и родную мать обидим, лишь бы окружающие не подумали, что у нас этой гордости нет. Ведь чем гордимся во дворе на лавочке? Не отличной учебой, не успешной работой, а тем, как переупрямили родителей или отшили на танцах робко подошедшего паренька...

У психологов есть такой термин: уровень притязаний. Так вот подлинной причиной многих одиночеств является не затрудненность знакомств, не дефицит мужчин или женщин, а просто завышенный уровень притязаний. Та же Надя живет не в пустыне – большой современный город, люди вокруг. Работает на довольно бойком месте, занимается в самодеятельности, к ней вон даже в автобусе пристают. Есть вокруг мужчины!

Мужчины-то есть. Но не соколы. Никак не тянут на высокий идеал...

Вообще поиски любимых по заданному образцу стали достаточно массовым явлением. Причем образцы эти часто не только продуманы до деталей, но однажды уже воплощены в натуре. Главным образом в темном зале на белом полотне. Желательно в цвете.

Сколько судеб ломает, сколько жизней калечит великое искусство кино!

Благодаря тому или иному популярному фильму множество девушек успешно прогнозирует не только общий тип и нравственный облик будущего любимого, но и разрез глаз, цвет волос, тембр голоса, манеру поведения – все, вплоть до родинки на щеке. И порой очень хороший человек отвергается лишь потому, что при всей своей хорошести вопиюще не похож на Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит». Мне тоже очень нравится актер Баталов, но что поделаешь, если у него есть по крайней мере один роковой «недостаток»: он не серийного, а штучного производства и до сих пор существует в единственном опытном экземпляре. Неустранимый дефицит!

Завышенный уровень притязаний – вещь опасная. От мнимого невезения портится характер. накапливается злость на человечество. И уходит время, те самые дни, что, как нервные клетки, не восстанавливаются. В промтоварном магазине все мы довольно успешно соизмеряем свои желания с возможностями. А вот в любви не хотим.

Как-то весь вечер провел в молодой женской компании. И весь вечер девушки, основательно перевалившие за двадцать пять, со вкусом и смаком обсуждали, какой нынче нужен муж. Такой-то рост. Такой-то вид. Такой-то заработок. И чтобы все мог по дому. И чтобы завидовали подруги. И чтобы прощал все капризы. И чтобы удовлетворял все прихоти. И еще всякое прочее.

Я слушал и думал: какими же достоинствами должны обладать сами требовательные мечтательницы, чтобы на них остановил взгляд и выбор такой морально-бытовой супермен? В конце концов этот довольно бестактный вопрос я произнес вслух.

Девушки не обиделись и не растерялись. Самая логичная из них спокойно возразила:

– А никаких достоинств и не надо. Должен любить, вот и все.

Когда же я осторожно заметил, что шансы на подобную удачу дискуссионны, она снисходительно пожала плечами:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены