Федор Черенков

Валерий Винокуров| опубликовано в номере №1375, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Игра лучшего футболиста страны прошлого года Черенкова подкупает пластичностью, умением обращаться с мячом, видением поля, какой-то самобытностью. Хотелось бы узнать о нем возможно больше как о человеке», – написал в редакцию Н. ЧАПУРИН из г. Шевченко. С такой же просьбой обратились к нам В. ЗАХАРОВ (Даугавпилс), И. АБРАМОВА (Харьков), семья ВАРИЧЕВЫХ и семья КИСЕЛЕВЫХ (Железнодорожный Московской обл.), А. ВОЛКОВ (Красноярск), В. ИВАНОВ (Рязань), А. и Я. АЛЛАБЕР-ДЫЕВЫ (Ашхабад), Н. МОРОЗОВА (п. Кокошкино Московской обл.), ученики 9-го класса «Б» школы № 55 (Краснодар), студенты сельскохозяйственного института (Фрунзе), С. БУТЕНКО (Херсон) и многие другие.

Феде Черенкову был год от роду, когда он стал москвичом.

С XV века известна подмосковная деревня Кунцево. Читатель может припомнить ее название и в связи с наполеоновским нашествием, когда деревня была сожжена еще до Москвы. А потом в ней развивались ремесла, постепенно она стала пролетарской окраиной, затем (с 1960 года) крупным районом столицы.

Выходцы из потомственных пролетарских семей, Федины отец и мать познакомились в молодости на кожевенном заводе, где вместе трудились, счастливо прожили два десятилетия, растили двоих сыновей. Когда мать овдовела (сорока трех лет отец скончался от сердечного приступа), старший сын, Федор, только что окончил десятилетку, а младший, Виталик, – четвертый класс. И чтобы еще больше уделять внимания сыновьям, мать перешла на работу в жэк рядом с домом, поставила детей на ноги, сейчас на пенсии, живет с Виталием, студентом радиомеханического техникума.

Федя потерял отца в те дни, когда готовился к поступлению в институт. Родители мечтали увидеть его инженером. Математика, физика, химия давались в школе хорошо, и он выбрал нелегкую инженерную специальность: поступил в горный институт на факультет «Технология, организация и механизация подземных горных работ».

Отец мечтал увидеть его и мастером футбола, с трехлетнего возраста, сколько помнит себя Федор, приобщал его к спорту. Лыжи, коньки, футбольный мяч, потом хоккейная шайба заменяли ему игрушки: никаких оловянных солдатиков в доме не было; правда, чуть позже – инженерные наклонности, видно, дали о себе знать – увлекался различными «Детскими конструкторами». Однако спортивные способности проявились еще раньше, и отец сумел это заметить.

Худенький, щупленький мальчонка уже девятилетним выходил на футбольное поле соревноваться с ребятами, что были на два-три года старше. Выступал и в матчах на призы клуба «Кожаный мяч». Десятилетним попал в детскую команду «Спартака», за который болел тоже с тех пор, как себя помнит. И приходилось отцу возить его через всю Москву – из Кунцева в Сокольники, где Федя начал тренироваться у олимпийского чемпиона Анатолия Масленкина. Горько думать и Феде и маме его, что не увидел отец старшего сына ни инженером, ни известным футболистом. Но о том, что есть у сына футбольный талант, отец, к огромному своему счастью, успел узнать.

А все благодаря замечательному нашему спортивному педагогу Николаю Петровичу Старостину, которому уже за восемьдесят, а он по-прежнему остается начальником команды «Спартак» (Москва). Десять лет назад Старостин – так же, как он делает это и по сей день, в каждый редкий выходной, – пришел на тренировку детской команды к Масленкину. Пришел и сразу заметил самого маленького, но самого техничного, самого хитроумного игрока, который организовывал, вел игру более крепких и рослых партнеров. Старейшина спартаковского клуба подозвал Федю, угостил шоколадкой, поговорил с ним, напутствовал и потом уже несколько лет не упускал из виду.

Федя же, не пропуская ни одной тренировки и ни одного матча, хорошо учился в школе и поступил в институт. Тут как раз он и получил приглашение в дублирующий состав «Спартака». Сбылась мечта! Но нет, у него не закружилась голова, он не ушел из института и даже не перевелся в институт физкультуры, где игроку команды мастеров было бы легче учиться. Лишь тогда, когда он окончил два самых трудных курса, ему предоставили в горном свободный график при условии, что все лабораторные работы, коллоквиумы, зачеты, сессии он будет сдавать в срок. И так оно и было до защиты диплома с оценкой «хорошо». Он получил диплом уже после того, как стал в составе «Спартака» чемпионом СССР, игроком сборной страны.

Многие до сих пор не понимают, как он умудрялся успевать везде. Ведь это нелегкий труд – совершенствование футбольного мастерства, тренировки огромной интенсивности, многочасовые по объему. А какой тяжелый календарь в чемпионате и Кубке страны, да еще выступления в европейских клубных турнирах и в составе сборной. А как нелегко было учиться в горном, проходить практику на шахтах, на себе проверяя теорию горных подземных работ. Как он все это успевал, сам не может объяснить: распределял время так, чтобы сделать, как надо, – вот и весь сказ. Но, конечно, сказалась школа трудовой семьи, то, что называют «рабочей косточкой».

И уже есть у него своя семья: как раз после второго курса поженились они с Олей. Вместе учились с первого класса, вместе поступали в институты. Оля окончила экономико-статистический, стала инженером-системотехником по АСУ. Их дочурке Настеньке уже четыре года. Оля тоже из рабочей кунцевской семьи, ее родители и сейчас живут там, а молодая семья Черенковых получила квартиру в Сокольниках. Так вот и ездят бабушки к внучке, и так же, как в детстве, ездит знакомым маршрутом из Сокольников в Кунцево лучший футболист страны 1983 года Федор Черенков. И по-прежнему всюду успевает.

Успевает в выходные дни даже поиграть в футбол со старыми друзьями на спортплощадке кунцевской школы № 811. Играет и с мальчишками, нынешними членами клуба «Кожаный мяч». Не всегда его команда выигрывает на этой площадке, и тогда он радуется: значит, растут в Кунцеве будущие мастера.

В самом начале нынешнего сезона, перед важнейшим матчем с бельгийским «Андерлехтом», Федор тяжело заболел. Несколько месяцев не играл, и «Спартаку» и сборной трудно было без него. А когда он вернулся на поле, то словно и не пропустил ничего, снова забивает, снова он – в центре игры, в центре внимания. Описывать, как он играет? Бессмысленно. Это надо видеть. Ему 25. И он надеется играть еще долго. А потом станет тренером? Нет, скорее, горным инженером, ведь это, по его мнению, самая интересная профессия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены