А может в клуб?
Летний вечер. Воскресенье. Около входной двери Дворца культуры, над которой висит полинявший плакат «Добро пожаловать!», на скамейке томится от безделья группа подростков, учащихся соседнего ПТУ. Наконец, они подходят к двери.
– На какое мероприятие пожаловали? – не самым гостеприимным тоном спрашивает вахтерша, подозрительно оглядывая пришедших.
Ничего конкретного ребята сказать не могут.
– Не пущу! Нечего зря по фойе шляться! – выносит приговор грозный страж. – К нам на мероприятия ходят!
Ребята удаляются в сторону сквера.
Куда они пошли, чем закончится для них этот вечер? Не знаю. Я умышленно не называю город, где произошла эта сцена, ибо она, увы, типична. Что может быть более абсурдным, чем вахтер, охраняющий Дворец культуры от посетителей?! Но это факт: к заводской молодежи, особенно к учащимся ПТУ, в клубах, как правило, относятся с подозрением: на мероприятия они не ходят, а от бесцельно шатающегося по коридору подростка, не знающего, куда приложить энергию, добра не жди...
А если сделать так, чтобы «сомнительный» подросток знал, зачем он пришел в Дом культуры?..
Жителям больших городов свойственна тяга к общению. В транспорте, на улице, в магазине, в кино мы ежедневно видим сотни людей, а свободный вечер, бывает, и провести не с кем. Дефицит общения... Проблема социальной психологии номер один. Особенно остро переживает его молодежь.
Где же общаются сегодня молодые рабочие? Дома (ходят друг к другу в гости), во дворе (улица, подъезд, сквер, «где детские грибочки»), реже в кафе. И стоит ли удивляться, что во всех этих случаях, как Санчо Пансо Дон Кихота, их постоянно сопровождает бутылка?..
Часто мы спорим о том, как лучше организовать свободное время молодежи, но не задумываемся, как научить самого молодого человека оптимально использовать часы досуга. Как ни старайся, «заорганизовать» все нерабочее время молодежи не удастся, да и не нужно это. Свободное время – время свободного выбора. Надо научить человека делать этот выбор разумно, с наибольшей пользой для общества и себя самого. Это и есть организация свободного времени.
Главное – пробудить у молодого человека потребность в непрерывном развитии, в постоянном обогащении своего духовного мира.
И откуда только взялось у нас слово «балдение»? Что оно означает? Одурманивание разума, искусственное взвинчивание нервов. Балдение бессмысленно; человеку кажется, что он убивает время. Но убить время невозможно. Не время убивает он, а свою личность, разум, чувства!..
Закончилась смена в пятницу, впереди – два с лишним свободных дня. Чем бы их занять?.. И появляется «угроза» свободного времени: оно представляется пустым пространством, бесконечной пустыней, которую надо скорее пройти. Так возникает вражда со временем, стремление «убить» его. Отсюда и балдение...
Учреждения культуры должны не только дать человеку выбор интересных, полезных занятий, но и последовательно формировать в нем потребность в саморазвитии. Появление такой потребности – гарантия того, что человек будет стремиться к разумному использованию досуга.
«А что клуб? – горестно восклицает Алексей Онучин в своем письме. – Одно благо – через дорогу. Толку-то!..» Да, надо признать, стремление к саморазвитию клубы воспитывают у своих посетителей пока еще крайне редко. Почему? Давайте попробуем разобраться.
Крупская называла рабочий клуб «общественным домашним очагом». Выполняет ли он эту функцию сегодня? Вот результаты социологических исследований, проведенных в 1982 – 1983 годах сектором социологии культуры института экономики Уральского научного центра АН СССР. Исследование проводилось на трех крупных заводах: «Уралмаш», резинотехнических изделий (оба – в Свердловске) и Северском трубном заводе (г. Полевской Свердловской области).
Было опрошено 254 молодых рабочих в возрасте до тридцати лет. У этих предприятий есть прекрасные новые дворцы культуры, в каждом из которых вам охотно покажут стенды почетных грамот и призов, полученных на конкурсах самодеятельности, планы работы здесь насыщенны, набор кружков – только выбирай. И все же...
Посещают из числа опрошенных (в процентах):
Уралмаш | РТИ | СТЗ | |
почти каждую неделю | 4,1 | 11,0 | 14,3 |
1 – 2 раза в месяц | 8,4 | 24,0 | 35,7 |
несколько раз в год | 41,8 | 41,0 | 44,6 |
практически не посещают | 34,7 | 15,0 | 5,3 |
Чаще всего бывают в своем Дворце культуры молодые рабочие трубного завода: у них мал выбор – клуб или кинотеатр. Но и здесь половина молодых заводчан во дворец ходит редко или вообще не ходит. 63,3 процента молодых уралмашевцев посещают клуб реже, чем другие учреждения культуры, на трубном – 46,4. Однако эти цифры еще не говорят о том, с какой целью человек идет в клуб. Более того, всегда ли посещение клуба способствует духовному развитию молодого человека. Увы, не всегда. Алексей Онучин пишет о дискотеке, в которой недавно побывал. Грохот, духота, топтание на месте вместо танцев... Действительно, что нового, интересного и полезного узнает человек во время такого отдыха?.. Да и отдохнет ли?
Клубными посетителями считаются те, кто посмотрел в нем кинофильм или концерт артистов филармонии, и участники специальных вечеров, диспутов, встреч, наконец, постоянные активисты клубной работы – члены кружков, коллективов и любительских объединений.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Мода и фольклор
Что такое этикет
К 125-летию со дня рождения А. П. Чехова