Оказывается, среди клубных посетителей резко преобладает сегодня первая группа. Среди молодых рабочих трубного завода не бывали за год на просмотре кинофильмов только 3,6 процента. Остальные побывали. Что же касается участников клубных кружков и объединений, то наиболее высокий процент их среди молодежи завода РТИ – 6,9. Как видно, случайные, эпизодические посетители преобладают ныне в составе клубной аудитории. Обычно мы не придаем значения тому, где посмотреть новый фильм – в кинотеатре или во Дворце культуры. А для статистики это, оказывается, очень важно: придя на сеанс в ДК, мы уже оказываемся «клубными посетителями»!
Если взять участников вечеров, организованных клубом, и актив клубных коллективов, то они составят не более трети от общего числа побывавшей в клубе молодежи. В чем же причина? Клубные работники видят ее в инертности определенной части молодежи, в упорном нежелании повышать свой культурный уровень, посещать учреждения культуры... Так ли это?
Анкетный опрос убедительно опровергает подобную точку зрения. По нашим данным, всего 1 – 2 процента молодых рабочих трех предприятий вообще не посещают учреждения культуры. На вопрос, в каком случае молодежь стала бы чаще посещать Дворцы культуры, участники нашей анкеты выделили три главных условия – если клубные мероприятия будут: проводиться на более высоком уровне, создавать более благоприятные возможности для общения с друзьями и знакомыми, если улучшится информация о них.
Совпадение мнений молодых производственников трех различных предприятий, относящихся к разным отраслям народного хозяйства, заставляет задуматься. Очевидно, причина того, что клуб не стал еще постоянным местом встреч и общения молодежи, проведения ее свободного времени, – в самой организации клубной работы.
Судя по материалам нашего исследования, молодой человек привык ждать приглашения в клуб. «Просто так», если выдалась пара свободных часов, в ДК не пойдут. Да и что делать в пустых залах и фойе? Наивно полагать, что стоит только собрать группу молодых людей в клубе, сказать им: «Общайтесь» – и дело сделано. Общения «вообще» не бывает. Оно всегда имеет в основе какое-то совместное дело. Клуб может стать настоящим организатором свободного времени. Для этого нужно, чтобы каждый молодой рабочий знал: приди, туда в любой вечер – обязательно найдешь дело по душе. Тогда не потребуются тонны дефицитной бумаги на пригласительные билеты и афиши.
Давайте немного помечтаем.
Мы пришли во дворец. В одном из фойе сеанс одновременной игры в шахматы, в зале – лекция крупного ученого, в одной из гостиных сегодня собираются любители музыки, рядом – обучение танцам, в другой гостиной – филателисты, в третьей – диспут о новой книге, в четвертой – дискотека на высоком уровне. В читальном зале – свежие газеты и журналы. А завтра – клуб рационализаторов, вечер любителей психологии, викторина «У карты мира», кафе любителей поэзии... И так каждый день. Даже тогда, когда в зале проводится клубный вечер, все равно работают две-три гостиные.
Утопия? Нет, придите во Дворец культуры металлургов Свердловска, и вы убедитесь, что здесь осуществлено многое из того, о чем мы мечтаем.
Позвольте! – скажете вы. А где же взять штаты для обеспечения работы таких гостиных, любительских объединений, кружков? Конечно, силами одних только штатных работников клубов сделать это невозможно.
В середине двадцатых годов в Свердловске работало более двадцати клубов с двадцатью пятью штатными работниками. Рабочий клуб – самодеятельная организация, и работать он будет хорошо только тогда, когда основную часть всей его деятельности возьмут на себя сами активисты.
Снова предвижу замечания скептиков. Многие директора ДК убеждали меня, что ни один руководитель кружка или клубный организатор не будет работать бесплатно. Так ли это?
Приезжайте в свердловский клуб молодежного жилищного комплекса «Комсомольский», здесь все руководители кружков работают без всякой платы. И как!..
Надо только суметь найти и привлечь таких энтузиастов. Основной частью клубной аудитории должны стать не случайные, пассивные посетители, а постоянный, деятельный актив, во главе его – выпускники факультетов общественных профессий вузов. Мы проверили эффективность использования знаний, полученных на таких факультетах, и оказалось, что из вчерашних выпускников деятельное участие в работе учреждений культуры принимают не более двух-трех процентов. Остальные отвечали: «Не звали нас в клуб». Конечно, стоит посетовать на пассивность этих ребят. Но комитеты комсомола предприятий и сами сразу должны брать этих людей на заметку и стараться привлечь к работе клубов. Словом, каждый должен сделать шаг навстречу друг другу.
От частого употребления иные слова тускнеют, стираются, как монеты, теряют свой первоначальный смысл. Так случилось и со словом «самодеятельность». Делаем сами, а не силами специально призванной для этой цели армии профессионалов! Вот заводской драматический коллектив выпускает очередной спектакль. Декорации готовит профессиональный художник, танцы ставит специально приглашенный балетмейстер, костюмы и бутафорию заказывают в театральных мастерских. В результате стоимость такого спектакля подчас не меньше, чем в профессиональном театре. Но дело не только в перерасходах средств. Вольно или невольно этим воспитываются иждивенческие настроения у участников самодеятельности. Теряется инициатива, интерес. Появляется этакая профессиональная самодеятельность. А ведь рабочий клуб – школа общественного самоуправления. Пройдя ее, молодежь приобретает навыки управления делами своего трудового коллектива и общества в целом.
Интересно, что из молодых уралмашевцев, не посещающих клубные кружки, почти треть занимается любимым делом дома. На вопрос, при каких условиях они занимались бы в кружке, на первом месте стоит: если бы в клубе были условия для постоянного общения с людьми, имеющими сходные интересы. Опять общение! Ни получение общественного признания, ни перспектива пополнения коллекций, ни совершенствование навыков в занятиях не привлекают в кружок так сильно, как возможность общения!
Между тем руководитель кружка заботится не столько об общении кружковцев, сколько о том, чтобы получить первенство на очередном конкурсе или смотре. В результате количество грамот и кубков на стендах дворца растет, а число членов кружков падает...
По крайней мере есть три причины, объясняющие, почему молодежь предпочитает заниматься любимым делом дома, а не в ДК.
Во-первых, с легкой руки телевидения девизом многих руководителей коллективов стало: «Алло, мы ищем таланты!» При этом забывается, что клуб не консерватория и не театральный институт, чьей задачей действительно является поиск талантов. В кружок же самодеятельности должен поступить любой желающий. Между тем каждый десятый из не участвующих в клубной самодеятельности хотел бы участвовать в ней, но не был принят. Руководители кружков предпочитают найти пару «талантов», которые наверняка будут приносить грамоты со смотров.
Но нам ведь важно не Шаляпина вырастить в клубе, а дать возможность человеку приобщиться к творчеству. По мере сил. Сделать его свободное время полезным, интересным.
Переманивание с одного предприятия одаренных людей на другое, устройство на работу спортсменов, выступающих за завод, но отнюдь не стоящих у станка, как записано в трудовой... Сегодня с этим стало труднее, чем, скажем, лет десять – пятнадцать назад; зачислить меццо-сопрано слесарем-наладчиком сегодня сложно, но односторонняя ориентация на таланты еще сохраняется.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
В помощь братьям нашим меньшим
К 125-летию со дня рождения А. П. Чехова
Кто в ответе за огрехи строителей