Во-вторых, участников художественной самодеятельности обычно называют самодеятельными артистами. Значит, готовят их к выступлению перед публикой. В свое время при дефиците профессионалов этот недостаток в деревне и малых городах восполнялся самодеятельностью. А сейчас? «Артист» ...Кое-кого это и отпугивает. Молодой рабочий нередко не идет в самодеятельность именно потому, что хотел бы научиться петь и играть на аккордеоне «для дома, для семьи», а не для широкой публики. Вероятно, отнюдь не обязательно каждого участника самодеятельности считать самодеятельным артистом. Многие могут вполне ограничиться студийными занятиями. Да и, кстати, стоит ли вообще стремиться всю самодеятельность вести на сцену – при возросшем-то уровне профессионалов? Вряд ли она составит серьезную конкуренцию профессионалам, да и не в этом ее задача.
И, наконец, в-третьих, узок еще набор кружков и коллективов даже в самых лучших Дворцах культуры. Вот какие кружки и платные курсы хотели бы видеть молодые рабочие: кройки и шитья, обучения игре на музыкальных инструментах, любителей спорта, книголюбов, машинописи, фото- и кинолюбителей, коллекционеров и т. п. Об узком, традиционном наборе кружков пишет и наш новосибирский читатель...
Возникает законный вопрос: надо ли стремиться всех любителей обязательно вовлечь в клубные кружки? Разве плохо, если молодой человек занимается, предположим, кинолюбительством или литературным творчеством в одиночку, у себя дома? Конечно, никто и не стремится привлечь в клуб каждого любителя. Но жизнь показывает, что домашнее любительство подчас не только не развивает личность, но порой и наносит ей серьезный ущерб. Не секрет, скажем, что у нас появился новый вид хулиганов – радиохулиганы, хулиган с кинокамерой, снимающий безобразные, унижающие достоинство человека кадры (вспомните фильм Рижской киностудии «Эта опасная дверь на балкон»). А сколько убогих, пошловатых, антихудожественных «туристских» песен создают подчас так называемые «барды»!.. Первые шаги в творчестве требуют опытного руководителя, советчика, общения с единомышленниками. В кружке или студии всегда помогут начинающему раскрыть свои способности, направят в нужное русло.
В конце прошлого года Свердловский горком ВЛКСМ пригласил клубных и комсомольских работников на показательный вечер клубных форм воспитания политической культуры. В первом отделении состоялся конкурс ансамблей политической песни и агитбригад факультетов и строительных отрядов Уральского университета, а во втором – «политбой» между командами исторического и философского факультетов. Такие «политбой» уже много лет систематически проводятся в университете и всегда вызывают большой интерес у студентов. «Политбой» организуется по известной схеме КВН – домашнее задание, вопросы командам, конкурсы капитанов и болельщиков. Только все вопросы и задания, подготовленные компетентным жюри, посвящены актуальным проблемам внутренней и международной политики. Организовать такой конкурс несложно, а эффективность его в формировании политического мышления молодежи огромна.
Давно пора покончить с предубеждением, что клубная самодеятельность сводится только к художественной. Заводской клуб должен стать центром не только эстетического, но и политического, экономического, нравственного воспитания, научно-технического творчества.
Сколько интересных, увлекательных для молодежи дел может быть в рабочем клубе! Было бы только желание настойчиво искать и проводить в жизнь новые формы.
В клубной работе недопустимы кампанейщина и штурмовщина, одноразовые, готовые на все времена решения. Очень важен для нее и дифференцированный подход к каждой из групп населения. Например, отрадно, что нынче в клубных учреждениях проводятся вечера «Для тех, кому за тридцать» или сорок, для пенсионеров, работают службы знакомств и женские клубы. Но как ни странно, очень редко встретишь у дверей ДК афишу о вечере для тех, кому «до двадцати». Не считать же, в самом деле, такими вечерами только дискотеки... Что они дают подростку?
Подростки чувствуют себя обычно в клубе неуютно. В детские коллективы они уже не пойдут, во взрослые еще не пускают. По данным нашего исследования, самих молодых рабочих особенно интересует автомотодело, кружки радиоэлектроники, радиоспорт, занимательная физика, психология, спортивные секции, народный цирк... Техническая самодеятельность, по нашему мнению, в клубных учреждениях должна быть в первую очередь рассчитана на молодежь.
Снова вижу перед собой скептическую мину на лице читающего эти строки клубного работника. Легко, мол, ему писать, а где достать заводскому клубу автомобили и мотоциклы, радиоаппаратуру, руководителей для таких кружков? Конечно, одному клубу без помощи организации ДОСААФ такие коллективы не создать. Значит, надо создавать их совместно с этими организациями. Нужна совместная инициатива. Я уверен, в каждом городе такие энтузиасты есть. Сколько любителей радиоспорта подготовил, например, замечательный учитель истории одной из свердловских школ, мастер спорта, кавалер ордена Ленина Дмитрий Чакин!
Важно, чтобы в работе с подростками клуб действовал не в одиночку. Формальная организация в нем подросткового сектора еще мало что дает, если этот сектор не будет повседневно связан со школами, райкомами ВЛКСМ, добровольными обществами, ДОСААФ.
Подчас спрашивают, как совместить в одном здании клуба скрипку и токарный станок, этюды Шопена и тарахтение мотоцикла. Такое совмещение чаще всего невозможно да и не нужно. Мы говорим о том, что молодежь должна идти в клуб, но и клуб, в свою очередь, не должен пассивно ждать молодежь, а идти к ней. Как говорится, если гора не идет к Магомету...
Эффективно организовать свободное время молодежи сможет лишь тот клуб, который имеет сеть своих филиалов по месту жительства (клубы и красные уголки в микрорайонах), в школах, профтехучилищах, рабочих общежитиях и т. д. Такая сеть может быть создана лишь совместными усилиями всех учреждений культуры, включая учебные заведения, кинотеатры, стадионы и т. п. Она станет основой для создания социально-культурных комплексов, которых в стране насчитывается уже свыше двух с половиной тысяч. Да и клубы разных предприятий с этой целью должны создавать централизованные клубные системы (их сейчас около пятнадцати тысяч).
Если работа с молодежью будет вестись кустарно, в рамках одного ДК, пусть даже самого крупного, она заведомо обречена на провал. Вероятно, любительские киностудии, если есть для этого возможность, должны создаваться при кинотеатрах, кружки молодых краеведов – при музеях, литобъединения – при редакциях газет, радио, телевидения и т. д. Важно, чтобы все они работали не разрозненно, а в едином комплексе, с единым руководством, по единому плану.
Решающая роль в создании таких социально-культурных и социально-педагогических комплексов принадлежит районным и городским комитетам комсомола. И, думается, эти комплексы – ключевое звено во всей работе, связанной с организацией свободного времени молодежи. Пока существует ведомственная разобщенность учреждений культуры, местничество, отсутствие единого планирования и перспективы, до тех пор самоотверженная работа отдельных любителей-энтузиастов к желаемым результатам не приведет. Молодые рабочие предпочтут пивбар, как пишет Алексей Онучин, где можно «пообщаться» и убить время...
Мы остановились лишь на некоторых проблемах поистине неисчерпаемой темы: клуб и рабочая молодежь. Но даже если эти вопросы будут решены, плакат «Добро пожаловать!» у входа в заводской клуб не будет восприниматься как простая формальность, а вахтер не станет гнать из здания пришедшего туда подростка.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.