Синий шум

Екатерина Судакова| опубликовано в номере №1308, ноябрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сейчас он увидит ту, из-за которой когда-то изменилась его жизнь. Он знал, что она пасет овец здесь, у ручья Синий Шум.

В облаке, упавшем на землю, он угадывал отару и подбирал узду, чтобы не вспугнуть их топотом.

Кто-то вышел, откинув дверцу аила. Карабаш сощурился, живой огонь в аиле мешал ему. Почудившийся сначала великан вдруг стал маленькой женщиной в светлом платке. Она унимала собак. «Ай! А-ай!» – крикнула она, потому что вскочили переполошенные овцы.

– Якши-ба? – поздоровался Карабаш.

– Якши!

Она намотала поводья на столбик и отшагнула во мрак рядом с огненной дверью. Это была она!

Он слез с лошади и снял девочку. За целый день верхом она разучилась стоять и сразу же опустилась на землю. Собаки отирались вокруг и возбужденно обнюхивали их.

– Танай?!

Не узнает его... Она озадаченно вглядывалась в него и даже привстала на цыпочки.

– Караба-аш! – наконец выдохнула она.

Он взял ее за руки, и она опустила голову. Ему показалось, что она совсем не выросла, только лицо у нее обгорело, как цветок на ветру.

Мальчишка, лет трех или четырех, в одной рубашке, перелез через высокий порог аила и подбежал к ним.

– Это не отец! Иди!

Она подхватила ребенка и унесла его в аил. Карабаш взял девочку за руку, и они вошли вслед за Танай. Сначала они стояли у порога, слепые от огня и дыма, потом лица людей раскрылись в темноте. Карабаш громко поздоровался, обводя всех взглядом. Старуха, мать Танай, взбалтывала для гостей чегень в узкой деревянной ступе, не выказывая ни удивления ни беспокойства. Еще один мальчик, большой, выше Поли, перелез на нары, уступая гостям свое место у костра, и сиял оттуда глазами. Танай согнулась у земли, звякала посудой на женской половине аила.

Он присел на корточки у огня, вглядываясь в добрые глаза огня. Здесь, на Алтае, огонь был членом семьи.

Старуха подала ему деревянную лакированную чашку с чегенем. Алтайский закон: вошедшего путника прежде всего потчуют чегенем, ни о чем не спрашивая.

– Выпей, Поля! – сказал Карабаш. – Это чегень. Пей все, если понравится.

Она приняла чашку обеими руками и начала пить, стесняясь, потому что все смотрели на нее. Всем хотелось, чтоб ей понравилось.

– Похоже на газированную простоквашу... с иголочками, – пробормотала Поля.

Карабаш встал, чтобы расседлать коня, пока женщины готовят угощение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Театр зверей

С заслуженной артисткой РСФСР Натальей Дуровой беседует специальный корреспондент «Смены» Людмила Стишковская