Шаров-ремесленник работает на Шарова-дизайнера
Фото: Андрей Абрамов |
Москвич, 34 года. Закончил факультет прикладного искусства Текстильного университета, работает в своей мастерской
Из путешествий разные люди привозят разное: кто-то - ракушку, кто-то - кожаный барабан, кто-то - диковинные украшения. Максим Шаров из своих многочисленных поездок привозит новые рецепты. Особенно он любит супы, типа тайского, на кокосовом молоке. А вот свекольный крем-суп придумал сам. В общем, он мог бы стать поваром. Но выбрал путь кожаных дел мастера. Максиму всегда было интересно работать руками - рисовать, лепить из глины. Он говорит, что это увлекает его, успокаивает и наполняет. Семнадцать лет назад он нашел материал, который полюбил и научился делать из него то, что не могут другие. Это - натуральная кожа.
Шаров вырос гопником, в городе Железнодорожном, СССР. «Все было одинаковым: от сапог до школьных тетрадок, - вспоминает Максим. - Смотреть по телевизору - нечего. Смотришь по сторонам - скучно. Проявлять индивидуальность - нет возможности. Неоткуда даже было взять что-то необычное».
Среда на какое-то время захватила Максима: как все, ходил на карате, носил короткую стрижку, грозное выражение на лице и нунчаки в кармане. Его привлекал культ физической силы. «Я потом только понял, что это скучно - ведь гопники развиваются только физически», - вспоминает дизайнер.
Шаров стал интересоваться музыкой, субкультурами панков, металлистов, хиппи. Среди них оказалось немало людей, которые делали фенечки своими руками - сплетали сложные орнаменты из бисера, мулине. Захотелось и Максиму.
Началось, как он рассказывает, с кожи - фенечек в индийском стиле, которые он раздаривал знакомым. А некоторые даже сбывал через художественный салон на Остоженке. Чуть позже освоил гравировку по коже, кельтские орнаменты. Увлечение захватило Максима так, что он отправился заниматься в кружок кожевенного мастерства. Крупный молодой человек тихо сопел рядом с другими учениками - тетеньками в возрасте - пытаясь повторить за преподавателем технику производства заколочек или брошей. На удивление «товарок», мастерил рокерские браслеты c металлической фурнитурой.
«Когда волна нового подхватывает тебя, в голове роятся идеи, образы, возникает жажда деятельности, руки так и просятся в дело», - вспоминает Шаров.
Основной работой пошив изделий из кожи стал не сразу: Максим сменил множество профессий: мыл полы, работал сборщиком замков для сейфов и гаражей, ставил кнопки на рубашки, продавал жалюзи на окна. Разрабатывал наружную рекламу и торговые знаки. Но, осознав, что больше всего на свете хочет мастерить из кожи, отправился учиться.
Вообще-то, изучал сапожное дело, а не технику пошива сумок. Сумки научился делать самостоятельно, и именно они стали его всепоглощающей любовью.
Идти куда-то на производство выпускник Текстильного университета не захотел.
К тому же, начался кризис 1998 года, и он понял, что устроиться будет сложно. И расслабился. Однокурсники, попавшие на фабрики, считали его лузером. А кожаных дел мастер продолжал искать себя.
Одно время работал в паре с известным ныне Денисом Симачёвым - тот тоже только вставал на ноги, искал себя. Но Максим быстро понял, что Симачёв двигается в собственном направлении и осуществляет только то, что хочет сам. «А мне не интересно работать в рамках чьей-то концепции, хочется самому определять границы», - объясняет Максим.
Но к модели «Шаров-ремесленник работает на Шарова-дизайнера» пришел далеко не сразу. Попробовал создавать коллекции в небольшой русской фирме, которая занималась производством спортивных сумок - рисовал, подбирал материал, делал дизайн, а другие люди создавали лекала. Наскучило быстро. Потом попробовал руководить производством - повышать качество китайского фейка. Разумеется, в самом Китае.
Прожил там два месяца и понял, что никакая сумма денег не компенсирует ему возможности самореализации. Вернулся.
Создал свою собственную фабрику - арендовал помещение под производство, открыл шоу-рум, набрал изрядное количество персонала. Дизайнер подсчитал, что чистая прибыль была примерно равна сегодняшней, но душевный комфорт отсутствовал напрочь.
Теперь он трудится один. Редко-редко приглашает помощника. Проще сделать что-то самому, чем объяснить другому, как это сделать. Максиму хорошо, когда он один. Бубнит телевизор или радио, в комнате с темно-зелеными стенами на турниках качаются свежесделанные сумки, а Шаров орудует шилом и дратвой.
«Мне не лень работать руками, не тяжело, - объясняет Максим. - Я крестьянский сын. Хоть мой папа и ученый, но родился он в деревне. На каникулы я ездил туда, видел настоящий сельский быт, окунался в него полностью. Я умею ворошить сено», - уверяет Шаров, поблескивая очками.
Каждый месяц он создает около десяти сумок. Чаще всего, трудится над ними параллельно. Максим любит, когда сумка обладает функциональностью и легко может принять другую форму. Среди его творений - обычная «маечка», только кожаная, бельевой мешок, мяч для регби... За всю свою жизнь он сшил несколько сотен сумок. В «партии» - максимум пара экземпляров. Шаров не хочет создавать коллекции на год, ставить производство на поток. Он сравнивает свою работу с живописью - невозможно написать картины впрок, тщательно продумать, куда и какой краской положить мазок.
Шорник стремится к «умеренно-подпольной деятельности» - без массовых продаж и шоу-рума с большой вывеской -после большой вывески начинается «надо». Потому что иначе пропадут клиенты, померкнет слава, оскудеет ручеек прибыли. «Лучше опираться на любовь и душевный комфорт. Моя мастерская состоит из трех комнат. В одной я работаю, во второй - шоу-рум, в третьей - склад».
Максим говорит, что он такой не один: в Москве есть другие шорники-одиночки -Женя Лифшитц, компания из трех человек под названием Love Corporation. «Все они увлечены своим делом. Для дизайнеров это очень хорошо. Нужно всегда, чтобы идея была», - одобрительно отзывается Шаров.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Николай Бугров познает мир через вещи
Управление в компьютерной игре движением глаз и мимикой
Бумага как уличное искусство
Как правильно тупить и залипать в Москве
История о том, как музыка победила бюрократию
Николай Бугров познает мир через вещи
Физик по образованию, писатель по призванию
Публикация Рафаэля Соколовского
Рассказ