Серьезный комик

Л Плешаков| опубликовано в номере №993, октябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

18 декабря 1921 родился Юрий Владимирович Никулин С заслуженным артистом РСФСР Юрием НИКУЛИНЫМ беседовал специальный корреспондент «Смены» Леонид ПЛЕШАКОВ.

Так уж случилось, что точного адреса съемочной группы Леонида Гайдая я не знал, а мой поезд приходил в Адлер в два часа ночи. Единственный совет, полученный в Москве, — ищите пансионат на берегу моря, — в этих обстоятельствах не спасал положения. Ведь не будешь ночью в незнакомом городе, нашпигованном отдыхающими. искать нужного тебе человека! Помог первый встречный милиционер.

— Вам «Мосфильм»? — спрашивает. — «Золотую руку»?

— «Бриллиантовую», — поправляю я.

— Ну да, «Бриллиантовую», — соглашается он. — Так они в гостинице «Горизонт». У них еще Юрий Никулин снимается. Знаете, тот, что забулдыг всегда играет...

Я считал, что мне здорово повезло с милиционером. Именно Никулин-то мне и был нужен.

Но следующие два дня, проведенные со съемочной группой, убедили: мог спрашивать у любого прохожего и получить тот же исчерпывающий ответ. О «Бриллиантовой руке» и участии в ней Юрия Никулина в Адлере знал каждый. Да и в Сочи тоже.

Одно дело — просто предполагать, что популярность — завидная привилегия киноактеров, другое дело — столкнуться с нею нос к носу. Бремя славы при ближайшем рассмотрении — тяжкий крест. Тащить его невыносимо, бросить невозможно. Открытие это (не такое уж оригинальное) значительно видоизменило план моего интервью с Никулиным. Если раньше я только вскользь хотел спросить о взаимосвязи «актер — зритель», то теперь эта взаимосвязь казалась . чуть ли не главной темой разговора.

— Юрий Владимирович, — начал я. — Вы снялись...

— В двадцати пяти фильмах, если считать участие и в мелких эпизодах...

— Вы снялись в двадцати пяти фильмах. Присутствовали на общественных просмотрах этих картин, бывали на творческих встречах со зрителями... Можете ли вы утверждать, что хорошо знаете зрителя?

— Нет-нет, за это поручиться я не могу. Часто кинозритель для меня загадка. Одно утешение: и он о нас, киноработниках, многого не знает. Мы думаем друг о друге, исходя из своих субъективных представлений. Порой кажется, что мы говорим на разных языках. Можно, приведу пример, но не буду называть имен?

На главную роль в кинокомедии режиссер пригласил молодую, как говорят, непрофессиональную дебютантку. лавные ее преимущества: обаяние юности и симпатичная внешность. Режиссер снимает по двадцать дублей, чтоб после, за монтажным столом, выкроить из вороха отснятого материала несколько нужных кадров. Профессиональная актриса озвучивает роль молодого «дарования». Профессиональная певица поет за нее песню. У зрителя комедия имела успех. Дебютантка мгновенно стала популярнейшей киноактрисой. На студию на ее имя приходили сотни писем. О режиссере, других актерах, вообще о съемочном коллективе почти не вспоминали, а если вспоминали, то примерно в таком плане: «Я слышал, вы принимали участие в съемках фильма... поэтому прошу вас, пришлите мне адрес актрисы, сыгравшей героиню. Моя жизнь без нее стала бессмысленной...»

Это письмо прислано режиссеру, человеку, который сделал фильм. Просмотрев картину, зритель помнит все-таки не его, а симпатичную девчушку, чью абсолютную бездарность сумел скрыть титанический труд режиссера. Это несправедливо...

— Возможно. Но зритель не виновен. Ему важен конечный результат, а первопричины его не интересуют...

— Пусть так, но почему он, не зная сути дела, считает себя вправе давать оценки нашей работе?

— Что же вы предлагаете?

— Абсолютных рецептов у меня нет. Но в этой связи хотелось бы рассказать только об одной встрече во время недавних гастролей советского цирка в Америке. В Лос-Анджелесе мы решили познакомиться с работой одной из голливудских фирм. Не особенно веря в успех, сообщили о том сопровождавшим нас американцам. Те говорят: «О'кей». И на другой день наш автобус остановился у ворот фирмы. Купили входные билеты — два с половиной доллара с человека — и оказались на «фабрике грез».

Что же нам показали? Во-первых, познакомили с историей кинофирмы. Провели по съемочным площадкам и павильонам, перечислили фильмы, в которых были сняты специально построенные бутафорские улицы, дома, макеты. Потом мы оказались в гримерной. Нам объяснили, как накладывается грим, как подгоняется парик, с помощью каких средств можно изменить лицо актера до неузнаваемости. Тут же молоденькие симпатичные гримерши — их подбирают специально — продемонстрировали нам свое искусство. В киоске рядом можно купить набор грима и дома попрактиковаться самому.

Потом вместе с только что загримированными дублерами мы прошли на съемочную площадку, где они разыграли кусочек из самого настоящего «вестерна». Дело происходит где-то на «диком Западе». Из-за какой-то чепухи возникает потасовка. Дерутся отчаянно: с выстрелами, нокаутами, кульбитами, битьем бутылок о голову. Кончается сцена тем, что главный герой выбирается на крышу трехэтажного дома, а снизу его подстреливают, и он летит сверху на землю. В общем, «вестерн» как «вестерн». И отрежиссирован блестяще. На что мы — люди, искушенные в кинотрюках, — и то смотрели с огромным интересом и отдали должное мастерству актеров.

В заключение нам показали, как дрессируют для съемок животных, и даже продемонстрировали работу самых знаменитых из них.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мааре-Штурман и муж ее Константин

Юмористический рассказ

Лилия

Приключенческая повесть