Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР народный артист СССР Махмуд Эсамбаев рассказывает о себе, своем искусстве, о человеческой красоте
В его словах часто звучит ирония, но говорит он об очень важных и серьезных вещах — о физической культуре и здоровье человека.
— Махмуд Алисултанович! Наш разговор с вами пойдет о физическом развитии человека. Что означает, на ваш взгляд, такое понятие, как физическое совершенство? Как достичь такой гармонии, всем ли это доступно?
— Чтобы стать физически совершенным — а это, поверьте мне, процесс бесконечный, — нужна очень большая и кропотливая работа над собой. И не просто комплекс упражнений, тренировки. Это и труд души. Совершенствуя свое тело, вы воспитываете и свою волю, становитесь более требовательными к себе.
Не хочу показаться банальным, но жизнь подтверждает старую истину: «В здоровом теле — здоровый дух». Сильный, красивый человек — он ведь, как правило, и добрый.
Если посадить в землю кривую ветку, из нее вырастет кривое дерево. Все начинается с детства. И здоровье, и сила, и выносливость — все закладывается в раннем возрасте.
А то получается: сначала мы старательно обкармливаем детишек сладостями, кутаем их в шубы и шали, а потом удивляемся, почему они вырастают неповоротливыми, полными увальнями, да еще вдобавок и хворыми. И, повзрослев, начинают они ломать себе головы: как поправить здоровье, как похудеть? Дожили: полноту стали уважительно величать бичом века. А ведь бича-то этого могло и не быть, позаботься мы вовремя о физическом развитии своих детей.
Нужно, чтобы занятия физическими упражнениями стали привычкой на всю жизнь. С детства.
Меня, например, никогда не баловали, рос, что называется, в спартанских условиях. И не жалею об этом. В четыре года я был знаменит больше, чем сейчас. Я танцевал на всех свадьбах в аулах. Часто приходили люди и просили отца: «Дай сына на свадьбу!» «Возьмите», — говорил он. И без меня дома не скучали: я был младшим, а это лишний рот в семье. А вот если кто-то брал наш железный топор — редкость в те годы у горцев, — так отец целый день ворчал: «Взяли топор, а не принесли!..»
Начинал я танец с того, что на правой ноге поворачивался на босых пальцах, делая пируэт, и одновременно левой ногой касался головы. Все восхищенно цокали языками...
Как и все дети горцев, пас телят и овец. Приходилось много ходить по горам, по долинам. А восьмилетним переехал в город. Впервые увидел, как лампочка зажглась без керосина. Чик! Три дня заикался. Радио услышал — чуть не упал.
С восьми лет начал учить русский язык. Отец говорил: «Кто не знает русского языка, человеком быть не может».
Пошел в школу. Продолжал сам учиться танцевать. Каждый день отрабатывал движения, тренировался.
— Тех, кто хоть раз видел на сцене Эсамбаева, очень интересует вопрос: «Как ему удается на протяжении стольких лет сохранять такую прекрасную форму?»
— Думаю, лет пятнадцать я еще сохраню настоящую форму... У меня ведь внуку пять лет, внучке — тринадцать, они должны увидеть меня на сцене, и не раз. Правда, внук недавно заявил мне: «Ты, — говорит, — дедуля, не волнуйся, я все равно танцую лучше тебя...»
Писатель Даниил Гранин сказал однажды: «Человек может много, может все и еще столько же». Я добавлю: если сам того захочет.
У меня железный режим. Каждодневные тренировки, репетиции. Ем, как правило, один раз в день и только первое. И побольше зелени. В ней и витамины, и силу — все найдете. Сон большой не нужен, а то на том свете делать будет нечего. После концерта полчаса гуляю, расслабляюсь. Вот и все, пожалуй. Хотя нет, хорошую форму мне помогает сохранить и чувство юмора, я люблю пошутить, в том числе и над собой.
Вот я, например, никогда не занимался аэробикой, которую сейчас так активно превозносят, и не заметил, чтоб от этого мне стало очень уж худо. Но когда я читаю серьезные статьи, где пишут, что не всем доступны занятия аэробикой, так как не все владеют полосатыми гетрами и повязками на голову, — я читаю это и хохочу. До чего же может довести мода!.. Неужели нельзя научиться плавать, не имея купального костюма фирмы «Адидас»? Меня поражают тысячи людей, ночами простаивающих возле стадионов в надежде записаться в секцию аэробики. Почему-то все решили, что само это иностранное словечко и соответствующая экипировка сделают их стройными и красивыми.
Я никогда не обладал такими замечательными зеброобразными гетрами, но, тем не менее, немного научился танцевать. Кто не верит, может прийти на мой концерт, я сейчас как раз подготовил новую программу...
Я очень много времени провел на сцене. Еще больше — в залах и домах — на тренировках и репетициях. И хорошо знаю, что такое падать от усталости. У меня не было потособирающей повязки на лбу; наверное, поэтому знаю вкус пота не по рассказам очевидцев. И могу сказать вам одно: из ничего не получится ничего.
Хочешь чему-то научиться — занимайся и терпи. Помните, говорили мудрые древние: «Чтобы научиться играть на арфе, нужно играть на арфе». Хочешь быть красивым — терпи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продолжаем дискуссию «Устарела ли верность?»
Образ молодого рабочего на экране
Рассказ