Секрет его молодости

Юрий Рагозин| опубликовано в номере №1395, июль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Болезнь приходит к тем, кто слаб.

Вспомните древних греков, они знали толк в красоте. Самой оскорбительной характеристикой для человека того времени было: «Он не умеет ни писать, ни плавать!» Сила ума ставилась на одну ступень с физическим совершенством.

Не раз приходилось мне слышать такое мнение, что спортом люди занимаются от нечего делать. Не буду сейчас говорить о большом спорте: это удел самых сильных. Скажу о физической культуре.

Сколько лет ей? Возраст ее равен возрасту человечества. Состязания по бегу стали проводиться гораздо позже — позже того, как человек состязался в беге с хищниками, резво удирая от них. И горе тому, кто был неважным бегуном... Не за медаль шла борьба — за жизнь. Физическая культура возникла как жизненная потребность и необходимость, средство продления рода; выживали сильнейшие. Так почему же сейчас мы забыли цель и смысл занятий физической культурой? Придумали тысячи приспособлений, начиная с автомобилей и лифтов вплоть до сумок на колесиках, якобы для того, чтобы уберечь свое драгоценное здоровье! Посмотрите, к примеру, как в общественном транспорте все стараются уступить место ребятишкам (старику — еще подумают, а детям — всегда, пожалуйста!). Мало того, что это чуждо подвижному детскому организму, — тут скрыт еще и воспитательный момент. Точнее, антивоспитательный. Дети привыкают к мысли, что им позволяется все, вплоть до того, что они могут сидеть, когда старшие стоят; в их душах зарождается эгоизм. Я не раз наблюдал, как какой-нибудь пяти-семилетний ребенок прямо-таки требует, чтоб ему тотчас же уступили место!

Когда мы едем одну-две остановки до дома, а не идем пешком, мы не бережем себя — вредим себе! У человеческого организма есть определенный предел. Занимаясь физической культурой, можно этот предел постепенно отодвинуть. И ведь посмотришь: вроде человек не железный, а предел у него, как говорят математики, плюс-минус бесконечность! И никто не в силах раздвинуть его, кроме тебя самого.

То, что дала нам природа, лишь исходный материал, а уж что мы слепим из него, зависит от нас самих.

И не надо ждать понедельника, чтоб начать «новую» жизнь. Если вы будете заниматься каждый день всего по часу, и необязательно в гетрах, необязательно на стадионе, — я вам гарантирую: через три-четыре месяца вы себя не узнаете, через полгода вам никто, включая вас самих, не поверит, что раньше вы были другими.

Да что я вас агитирую? Кто сомневается — подойдите к зеркалу...

— Кстати, Махмуд Алисултанович, уже три часа, ваш обед остынет!

— Это ничего. Я могу и совсем не обедать...

— Раз уж мы заговорили о физических занятиях, о терпении, а вам приходится тренироваться и репетировать не по часу в день, то ответьте, пожалуйста, и на такой вопрос: были ли у вас моменты во время выступлений, когда вы уставали настолько, что уже не думали ни о танце, ни о чем на свете, только дотанцевать бы до конца?

— А я не хочу дотанцовывать до конца. Почему? Просто не вижу его... Я уже пошел на третью пенсию — сорок шестой год танцую, но бодр и молод. И знаю, что получать пенсию не буду. Если умру во время танца, я ведь не буду получать ее, правда?..

Когда в пятьдесят восьмом году Эсамбаев выступал в Париже, французские газеты писали: «Спасибо этому советскому артисту за сохранение древней французской грации! Рост — 180, талия — 47 сантиметров!..»

«В человеке все должно быть прекрасно...»

Говорят, Эсамбаеву исполнилось шестьдесят. Сходите посмотреть его новую программу. Чего только стоит его «Карнавал», эти зажигательные ритмы Латинской Америки!.. В малиновом с золотом сомбреро, в бордовом плаще; на сцене вы увидите не танцора — само пламя.

Вы верите, что Эсамбаеву шестьдесят?

Я не верю.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Школа высоких чувств

Продолжаем дискуссию «Устарела ли верность?»

Молодые мои современники

Творческая мастерская

В контексте времени

Образ молодого рабочего на экране