Речь товарища Калинина

опубликовано в номере №342, июнь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Товарищи, хотя я и не так уж редко общаюсь с молодежью, все - таки мне нелегко проникнуться теми настроениями и чувствами, которыми вы живете. Да это и понятно: ведь в вашем возрасте я был, примерно, лет 50 тому назад. За эти годы многое из того, что было пережито в молодости, улетучилось из памяти, а то, что помню, наверное, покажется вам глубокой, глубокой стариной. Если вас спросить, - как вы представляете себе жизнь молодежи в те годы, - то вам, пожалуй, будет очень трудно ответить на этот вопрос: уж слишком давно это было.

И все же я считаю, что жизнь молодежи 40 - 50 лет тому назад представляет известный интерес для вас. Не претендуя на глубокое знание этой молодежи;, со всеми ее достоинствами и недостатками, мне хотелось бы нарисовать вам, пускай даже в слабом виде, картину того, как и чем она жила, из каких типов состояла и какие переживания испытывала. Причем, я буду говорить, главным образом, о рабочей молодежи, в среде которой мне приходилось больше всего вращаться.

Правда, я был связан более или менее тесно еще с крестьянской молодежью. Но что можно рассказать вам о жизни крестьянской молодежи в те годы? Ничего тут интересного и поучительного не было. В массе своей крестьянские парни и девушки были обременены работой и домашними нуждами. Конечно, рабочей молодежи жилось тоже несладко, но все - таки она имела известные преимущества хотя бы в том смысле, что ее горизонт был неизмеримо шире: она могла больше увидеть и узнать. А кругозор крестьянской молодежи был ограничен интересами села, и она немного знала, что творится за околицей. Едва человеку исполнялось 13 - 15 лет, как его уже впрягали а работу. А к 18 - 19 годам путь молодого крестьянина был уже окончательно определен: он женился, отделялся от отца и кое - как устраивал свое гнездо.

Учащуюся молодежь я мало знал, хотя и сталкивался с ней. Но ведь столкнуться - не значит узнать. На учащуюся молодежь я смотрел как бы со стороны. Надо еще принять во внимание и то, что для меня это был другой класс. Все же борьба студенчества не проходила бесследно для рабочей массы. Помимо сочувствия к этой борьбе, вырастала и крепла симпатия к студенческой молодежи.

Итак, говоря о молодежи далекого прошлого, я имею в виду, главным образом, рабочую молодежь.

Что же представляла собою тогдашняя рабочая молодежь? Из каких типов она состояла? Что ее интересовало, чем она жила, какие мысли бродили в ее голове?

Типы людей среди тогдашней рабочей молодежи были довольно разнообразны, вероятно, так же разнообразны, как и среди вас.

Первый тип. Это были люди, которые стремились всякими путями и уловками выскочить из рабочей среды, побольше заработать, получше принарядиться, приобрести внешний «культурный лоск», в особенности, - в костюме, завести связи со служащими заводов, жениться на их дочерях с тем, чтобы при удобном случае продвинуться на какую - нибудь должность по административной лестнице. Конечно, людей такого типа в молодежной массе было немного, и политического значения они не имели.

Другой тип. Это были работяги, которые либо еще учились на производстве, либо уже кончили учиться и стали самостоятельно зарабатывать. Все их интересы сводились к заработку, к обеспечению домашнего уюта и личного благополучия. Производство и личное благосостояние - вот сфера их интересов, за пределы которой они не выходили. Людей этого типа было значительно больше, чем людей первого типа. Но и они составляли незначительное меньшинство.

Встречались иногда среди рабочей молодежи фискалы и подхалимы. Но их было совсем мало. Это были буквально единицы. Эти люди стремились улучшить свое положение угодничеством и доносами. Они были связаны с мастерами, полицией и высшим начальством заводов. В рабочей среде не переносили таких людей. Они всегда были окружены атмосферой всеобщего презрения, им крепко доставалось, а частенько их просто били.

Но для подавляющей массы рабочей молодежи был характерен тип людей, настроенных оппозиционно по отношению к существовавшим тогда общественным и политическим порядкам. Именно из среды таких людей выходили тогда настоящие революционные бойцы. В массе своей рабочая молодежь всегда была прочной опорой нашей партии. Это был как бы боевой отряд рабочих, выполнявший в моменты стачек и протестов наиболее активную роль под руководством партийцев.

Нельзя, однако, сказать, что оппозиционность рабочей молодежи с самого начала была вполне осознанной. Очень часто эта оппозиционность прорывалась стихийно и выливалась в такие формы, как избиение плохих мастеров - хозяйских прихлебателей, полицейских и т. д.

С течением времени под влиянием социалистической пропаганды и под руководством интеллигентов - марксистов среди рабочей молодежи возникали нелегальные кружки, в которые устремлялись люди с 'Известными проблесками общественного сознания. Чем дальше, тем все больше и больше они задумывались над положением рабочего класса и над многими вопросами общественной жизни. Они с жадностью читали марксистскую литературу, углублялись в теорию научного социализма, серьезно занимались самообразованием, поднимали не только свой политический, но и культурный уровень развития. В кружках развертывались горячие товарищеские дискуссии как по злободневным вопросам политической жизни, так и по прочитанным книгам. Так шло формирование классового, социалистического сознания наиболее передовых представителей рабочей молодежи.

И надо вам сказать, что участники нелегальных марксистских кружков были наиболее авторитетными людьми не только среди молодежи, но и среди пожилых рабочих. Хотя они вели свою работу конспиративно, но значительная часть рабочих хорошо знала об этом и осторожно помогала им в осуществлении тех или других революционных начинаний.

При этом внешне мы мало чем отличались от остальных рабочих. Так же, как и другие молодые рабочие, мы ходили по чайным и трактирам, а иногда, возвращаясь ночью с работы, даже забирались в чужие сады, разумеется, для озорства, чтобы показать свою храбрость, но отнюдь не потому, что нам уж так были нужны яблоки. Помню, как сейчас, в одном из садов около Путиловского завода был сторож, а у него ружье, заряженное солью. Ну, как тут не полезть в сад, если ты при этом рискуешь получить заряд соли! (Смех).

Бывали мы на общих вечеринках, устраивали свидания с девушками, гуляли. И, чтобы погулять в общественном саду, иногда лазили туда через забор. (Смех). И лазили вовсе не потому, что у нас не могло найтись 10 копеек для уплаты за вход. Нет, деньги у нас были - ведь мы зарабатывали и гривенник могли заплатить. Но ведь перелезть через забор - это все - таки риск: тебя могут поймать и с «триумфом» вывести из сада. Как же тут не полезть! (Смех). Лазили и с девушками гуляли. Гуляли так же, как и вы, вероятно, гуляете. Я не знаю, конечно, как вы гуляете, но думаю, что теперь это происходит так же, как было 40 - 50 лет тому назад. Как будто в этом отношении теперь немногое изменилось. (Смех).

Итак, по внешности мы жили самой обыкновенной жизнью. Если бы кто - нибудь понаблюдал за нами со стороны, то не заметил бы ничего особенного.

Но все - таки мы отличались от остальной рабочей молодежи. В чем же заключалось наше отличие? Мы отличались тем, что у нас обыденные интересы постепенно оттеснялись общими интересами рабочих. Занятия в нелегальных кружках и чтение революционной литературы расширяли наш политический кругозор, наполняя нашу жизнь идейным содержанием. Раньше мы к вопиющим фактам произвола на заводе относились, как к отдельным безобразиям, а теперь уже стали рассматривать их, как систему угнетения рабочего класса вообще со стороны не только заводского начальства и предпринимателей, но и самодержавия.

По внешности как будто все оставалось без изменений. Мы и с девушками гуляли, и на свидания ходили, и на вечеринках танцевали, и романы, конечно, крутили. (Смех). Но в наших мыслях было уже нечто большее, чем «американское благополучие» в развитии романов. Наши помыслы были устремлены к общественной работе. И даже, бывая теперь на вечеринках, мы думали, как бы использовать их для своих революционных целей.

Так постепенна и как бы незаметно мы вошли в идейную жизнь. А ведь идейная жизнь это и есть самая большая и самая интересная жизнь! Вот в этом и заключалось наше отличие от остальной рабочей молодежи, с которой мы всегда были тесно связаны и на которую постоянно опирались в своей революционной работе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены