Речь товарища Калинина

опубликовано в номере №342, июнь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания?

В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками (смех), нуждающихся в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену - здоровых мужчин и здоровых женщин.

Во - вторых, я говорю о физкультуре потому, что хочу, чтобы наша молодежь была ловкой и выносливой. Правда, не все люди рождаются здоровыми, ловкими и выносливыми. Но бывают и такие люди, которые от рождения обладают, как говорят, воловьим здоровьем. Они остаются здоровыми даже в самых неблагоприятных условиях жизни. Есть даже такое выражение: здоров, как вол. Однако, таких людей бывает (немного. Средние же люди развивают и укрепляют свое здоровье в жизни. Тем более это надо сказать о ловкости и выносливости: и то и другое есть дело наживное.

Примером того, насколько человек может развить свою выносливость посредством тренировки, является жизнь Суворова. Я привожу вам этот пример потому, что все вы, наверное, смотрели кинофильм о Суворове. Как вы помните, он был настолько слабым ребенком, что родители даже и не думали предназначать его к военной службе. Однако, он сумел так себя закалить, что сделался, в конце концов, одним да выносливейших людей своего времени и дожил, насколько я помню, до 70 лет. Правильно или нет? Ведь не я, а вы должны знать историю. (Смех).

Вот мы и хотим, чтобы советские люди и, прежде всего, вы, учащаяся молодежь, были ловкими и выносливыми, как Суворов. И малейший успех в этом отношении надо рассматривать, как большое достижение советского государства. Я рекомендую вам прочесть книгу «Бои в Финляндии». Это очень большая книга, в двух томах. Когда я советовался с одним моим знакомым, - порекомендовать вам эту книгу или нет, - то он сказал, что не надо, мол, слишком велика, все равно не прочитают. А он - профессор и немножко вас знает. Вместо этого он предлагал назвать другие книжки, посвященные боям в Финляндии, поскольку они значительно меньше по объему. Но все - таки я решил порекомендовать вам именно эту двухтомную книгу. Думаю, что если вы возьмете ее в руки, то наверняка прочитаете до конца - настолько она интересна и поучительна.

Чем же 'Интересна эта книга? Она не дает общего обзора войны, но в ней красной нитью проходит та мысль, что современная война требует прекрасного знания военного дела, мастерского овладения новейшей военной техникой, огромного напряжения физических сил, она требует колоссального труда, она требует выносливости, выносливости и еще раз выносливости, она требует исключительной ловкости, находчивости и умения ориентироваться в самых сложных условиях боя. Без этого теперь нельзя воевать. Между тем вы должны усиленно готовиться к выполнению своего самого главного и священного долга, как советские патриоты. А для этого надо, прежде всего, закалять себя физически, быть выносливым, здоровым и ловким.

Но физкультура необходима вам и для практической жизни. Ну, какое счастье может испытывать человек, который страдает язвой желудка! (Смех). А если человек здоров и все у него нормально функционирует, - он не лишен аппетита, не страдает бессонницей и т. д., - то и все жизненные невзгоды он переносит гораздо легче. И вот, чтобы быть здоровыми людьми, чтобы обеспечить себе больше радости в жизни, вы должны заниматься физкультурой.

Мне кажется, что в наших школах слишком, если можно так выразиться, обинтеллигенчивают людей. Обинтеллигенчивают не в интеллектуальном смысле, а в том смысле, что изнеживают ребят и не приучают их ценить физический труд. Я не могу точно сказать, кто тут виноват, но факт остается фактом. Видимо, в какой - то степени здесь еще сказывается влияние пережитков старины в отношении к физическому труду. И, может быть, семья здесь больше всего виновата, но школа не дает этому влиянию должного отпора, она недостаточно воспитывает у ребят коммунистическое отношение к физическому труду. Поэтому многие ребята неохотно занимаются физическим трудом, расценивают его, как что - то такое зазорное и унизительное. Я считаю это крупнейшей ошибкой. У нас в почете всякий труд. Нет у нас труда низшего сорта и труда высшего сорта. Делом чести, славы, доблести и геройства является в нашей стране и труд каменщика, и труд ученого, и труд дворника, и труд инженера, и труд плотника, и труд художника, и труд свинарки, и труд артистки, и труд тракториста, и труд агронома, и труд продавца, и труд врача, и т. д.

Каждый советский молодой человек должен ценить физический труд и не избегать самой простой работы. Кто из вас приучится к физическому труду, будет лучше знать жизнь, кто будет уметь делать для себя, по крайней мере, самое необходимое, - стирать и чинить белье, готовить пищу, содержать в чистоте комнату и т. д., - кто будет знать хотя бы какое - нибудь ремесло, - тот, будьте уверены, никогда не пропадет.

Мне как - то довелось прочитать педагогические письма известного английского философа Джона Локва, жившего более 250 лет тому назад. Обращаясь к господствующим классам Англии, он там говорит: не приучайте своих детей спать на мягкой кровати; воспитывайте их так, чтобы всякое ложе было им мягко, - ведь в путешествие нельзя тащить с собою мягкую постель, а на войне и подавно не придется об этом думать; если молодой джентльмен приучится спать на жестком ложе, то спать на мягкой постели нечего его приучать, - всегда можно к этому быстро привыкнуть. Кроме того, Джон Локк рекомендовал родителям так воспитывать своих детей, чтобы они обязательно запаслись знанием нескольких ремесел, а одним - основательно. Это всегда пригодится и может быть полезно даже очень ученым людям, когда они захотят отдохнуть от напряженной умственной работы. А тем более это будет полезно, если судьба подставит ножку человеку.

Как видите, в момент роста могущества Англии идеологи эксплуататорских классов советовали им воспитывать своих детей так, чтобы они ценили физический труд, не избегали простой работы и старались подготовить себя ко всяким условиям жизни. И все это делалось для того, чтобы еще больше укрепить господство эксплуататоров.

Но если дети английских капиталистов и помещиков внимали этой проповеди об уважении к физическому труду, если они не гнушались простой работы и старались себя закалить, чтобы легче перенести любое испытание в жизни, то тем более должна это понять наша, советская молодежь. Где же и как вы можете принимать участие в физическом труде? Приучайтесь к нему, прежде всего, дома. Затем надо всячески развивать свою выносливость и ловкость.

Вот у нас часто спрашивают: каков облик будущего коммунистического человека? А мне хочется, чтобы советский человек был здоровым, сильным, выносливым и непримиримым к врагам нашей родины, чтобы он умел великолепно драться за свой народ, за полную победу коммунизма. И я не допускаю мысли, чтобы наша молодежь в массе своей не хотела подраться. Это было бы неестественно. Верно или нет? (Голоса: верно, верно). Конечно, есть разные люди. Но ведь я говорю о массе. Значит, надо готовить из себя сильных, ловких, выносливых людей, способных выдержать любые испытания и преодолеть любые трудности.

А теперь посудите сами, куда годятся такие люди, о которых недавно была напечатана в «Правде» корреспонденция под названием «Молодые лежебоки». Корреспондент беседовал в колхозе им. ОГПУ с 18 - летним Виктором Н. «Сын колхозника, Виктор еще два года назад окончил семилетку, сейчас ничего не делает, сидит дома или, как он выражается сам, «набирается сил». На вопрос, почему он не работает в колхозе, парень сделал кислую мину.

- Я семилетку кончил не для того, чтобы работать в колхозе, - сказал он. - Пусть там хромой Андрюшка работает, а я себе найду работу почище, я могу и в учреждении служить!...».

Когда я прочел эту корреспонденцию, то решил, что этот Виктор Н., кроме всего прочего, совершенно неграмотный человек. Если два года по окончании школы он ничего не делал, то есть все основания думать, что и в школе он учился кое - как, едва переваливаясь из класса в класс, т.е. и грамоты он, как следует, не знает. Ну, а раз так, то надо полагать, что и для учреждения он - непригодный человек. Да разве в наших колхозах сейчас не требуются грамотные люди? Разве можно вести теперь сельское хозяйство без науки? Разумеется, с такой «философией» мы не согласны. Это - вредная «философия», с которой надо решительно бороться. Мы должны добиваться того, чтобы из наших школ не выходили подобного рода люди. Советский народ не может мириться с лежебоками. Что же это выходит? Мы делали революцию, чтобы свергнуть бездельников и тунеядцев, а тут, извольте видеть, растут новые бездельники и тунеядцы. Нет, это нетерпимо, и школа тут несет определенную долю своей ответственности.

Товарищи, когда я говорил вам о русском языке, математике и физкультуре, то этим я отнюдь не хотел умалить значение других предметов школьного обучения. Следовательно, это не значит, что вы можете забросить все остальные предметы. Я остановился на этих трех предметах только потому, что считаю их базой, которая облегчит вам усвоение всех других предметов и даст вам возможность войти в большую жизнь. Я уверен, что если вы будете отлично учиться по этим трем основным предметам, то и по всем остальным предметам школьной программы вам обеспечен полный успех, ибо слишком тесна связь между ними.

Товарищи, если взять основной смысл всего того, что я хотел вам сказать, то это не является чем - то новым. Я лишь стремился напомнить вам и до некоторой степени проиллюстрировать известное указание товарища Сталина. В свое время он, обращаясь к молодежи, говорил: «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо». Возможно, что избранная мною иллюстрация к этому указанию не вполне удачна и потому она может быть оспорена в своей целесообразности людьми, более знакомыми с вопросами педагогики.

В заключение позвольте вам сказать, что в разные исторические периоды выступают разные прогрессивные задачи, за которые борются лучшие силы народа. Например, в 40 - 50 годах прошлого столетия основной прогрессивной задачей было освобождение крестьян от крепостной зависимости. И мы знаем, что все честные и прогрессивные люди того времени прямо или косвенно боролись за осуществление этой задачи.

В конце прошлого столетия и в начале XX века на очередь выдвинулась новая прогрессивная задача: свержение царизма и власти капитала, осуществление 'Пролетарской революции и переустройство общества на социалистических началах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены