Вы, конечно, читали в «Смене» статьи и очерки о научных работах, о новых открытиях, о творческих поисках наших ученых. Вспомните очерк А. Югова «Барьер» - в нем рассказывается о деятельности академика - физиолога Л. О. Штерн; очерк В. Антохиной «Чудо У реки Хушмо», повествующий об экспедициях Л. А. Кулика, который разыскивает упавший в сибирской тайге метеорит; статью Н. Добротина «Современная алхимия» о ядерной физике; очерк В. Сафонова о работах академика Т. Лысенко и другие.
В этом номере Вс. Цюрупа рассказывает об успешной борьбе советских ученых со страшной болезнью - энцефалитом.
Напишите нам: какие научные проблемы вас интересуют, какие научные статьи хотели бы вы прочесть на страницах нашего журнала?
В 1937 году в Москву пришло тревожное известие из сибирской тайги, из мест, куда еще недавно не ступала нога человека. Советские люди, пришедшие туда, чтобы отвоевать у таежной природы ее несметные богатства, встретились с врагом неожиданным и страшным: среди них появилась новая, никому не известная болезнь. Ее симптомы были бурны. Заболевшие люди сваливались с температурой 39 - 40 градусов, теряя сознание. Затем наступал паралич мышц шеи и верхних конечностей. Во многих случаях заболевание кончалось смертью, а на выздоровевших болезнь навсегда накладывала свою неизгладимую печать: они оставались парализованными.
Какова природа этой болезни? Кто является распространителем ее? Откуда попадает яд в организм человека? Передается ли зараза по воздуху дыханием больного, таится ли она в соках растений или насекомых, населяющих тайгу?
Ответить на эти вопросы должны были экспедиции, созданные Народным комиссариатом здравоохранения СССР и Всесоюзным институтом экспериментальной медицины имени Горького. Четыре года работали эти экспедиции в тайге.
Научным руководителем отрядов зоологов и паразитологов был известный ученый, основатель советской паразитологии академик Е. Н. Павловский. Отрядами микробиологов руководил профессор А. А. Смородинцов. Экспедиции были организованы с широтой и обстоятельностью, достойными советской науки.
Девять тысяч километров, отделяющих Москву от районов Дальнего Востока, экспедиция проделывала ежегодно. В таежный лагерь доставлялись обширное лабораторное оборудование, десять - двадцать тысяч мышей и несколько обезьян для производства опытов.
Симптомы болезни были настолько необычны, что, выезжая, экспедиция даже не имела предположений относительно характера своего врага. Поэтому нужно было прощупать и атаковать неизвестного противника сразу со всех сторон. Так, по инициативе академика Павловского, родилась идея комплексного метода работы, то есть всестороннего изучения неизвестной болезни. Эпидемиологи должны были установить очаги заболеваний, границы районов распространения. Терапевты и невропатологи - изучить течение болезни и ее симптомы. Зоологи и биологи взяли под наблюдение животный и растительный мир тайги. Отряд энтомологов повел наступление на все бесчисленное множество видов таежных насекомых.
Предстояло решить задачу с очень многими неизвестными...
Первым, что обратило на себя внимание экспедиции, было то, что болезнь вспыхивала главным образом в нетронутой тайге, куда впервые приходил человек, или там, где тайга подступает к самому поселку. Во - вторых, бросалась в глаза ярко выраженная сезонность заболеваний. Больше всего жертв болезнь выбирала себе в мае - июне - месяцах с невысокой температурой воздуха и большим количеством дождливых дней. Видимо, эти условия благоприятствовали вспышке болезни.
Но установить время и условия, в которых враг наносит свой удар, еще не значит установить адрес врага, его имя и оружие его нападения. Работа ученых в эти дни напоминала работу следователя. Нужно было сопоставить тысячу мельчайших наблюдений, на первый взгляд, казалось, не имеющих прямого отношения к болезни.
... В одном из поселков был отмечен новый случай заболевания. Слегла женщина. Это была местная жительница. Она рассказала, что за последнее время ни с кем не виделась и никуда не ходила, кроме тайги, где собирала кедровые орехи.
Первая догадка принадлежала академику Павловскому: именно в эти нежаркие, влажные дни в тайге появлялось несметное количество маленьких кровососущих животных, паукообразных клещей.
Клещи! Не эти ли крохотные животные, размером чуть больше блохи, и наносят человеку смертельные удары? Начался опрос больных и переболевших. Но больные метались в жару, без сознания. Переболевшие вообще оказались потерявшими память, а другие только пожимали плечами: кто же запоминает такие пустяки, как укус клеща?!
И только женщина, заболевшая последней, в короткий перерыв между днями, проведенными без сознания, сказала: «Да, вернувшись из - тайги, я нашла у себя на теле двух впившихся клещей».
Факт казался почти установленным. Однако который из клещей заражает человека? В тайге богатая фауна - пятьдесят видов кровососущих насекомых и клещей было собрано и изучено экспедицией.
В вековых зарослях вырубались просеки, вырастал научный городок, с лабораториями, помещениями для животных, инфекционным бараком. Тайга неохотно расступалась перед гостями.
Величественная картина открывалась глазам ученых: столетние лиственницы и кедры, оплетенные жадными щупальцами дикого винограда, травы в рост человека, гигантские папоротники, цветистые лишаи и мхи, звериные тропы, заваленные буреломом...
Миллионы маленьких паукообразных животных ползают в траве.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.