Размышления у вершины

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1398, август 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодая семья

Многие читатели, интересующиеся демографическими вопросами, но далекие от научной демографии, полагают, как это видно из писем в редакцию, что основные наши демографические проблемы решены. Действительно, в последние годы увеличились не только абсолютные, но и относительные показатели рождаемости и естественного прироста населения. Если в 1980 году на тысячу жителей пришлось 18,3 рождения, то в 1983-м — 19,8, а прирост за те же три года поднялся с 9 до 9,4 на тысячу. В 1983 году в стране появилось б миллионов 392 тысячи детей, то есть больше, чем в любом другом году после 1940-го. Это, конечно, несомненный успех демографической политики, намеченной XXVI съездом партии. Но решены ли все демографические проблемы? Попробуем разобраться.

Демографические волны

Итак, в 1983 году в стране родилось на 51 тысячу детей, или на один процент, больше, чем в 1960 году, когда их появилось на свет 5 миллионов 341 тысяча. Между этими двумя вершинами был глубокий провал: в 1967 — 1969 годах ежегодно рождалось всего по 4,1 миллиона человек. С 1970 года число рождений стабильно росло вплоть до 1983 года, а в 1984-м оно вновь стало несколько меньше — начался новый спад.

Последствия падения рождаемости ниже определенного уровня многочисленны и нежелательны. В частности, возникают проблемы обеспечения народного хозяйства трудовыми ресурсами, растут диспропорции между числом женихов и невест и т. д.

Если число рождений будет падать и дальше, то мы столкнемся с большими трудностями во втором десятилетии следующего века, когда из рабочего возраста будет выходить самое многолюдное в нашем населении поколение, рожденное в 50-е годы. Чрезвычайно важно не допустить крутого спуска, не повторить ситуацию 60-х годов. Но для этого нужно существенно поднять рождаемость. Сделать это может лишь молодежь.

Проблема рождаемости — это, по существу, проблема молодой семьи. Нынешняя молодая семья, к сожалению, конфликтна, непрочна и малодетна. Одна из причин ее малодетности как раз в том и заключается, что она конфликтна и непрочна. Укрепление молодой семьи, улучшение внутрисемейных отношений — важнейшие задачи нашей демографической политики.

Учение, труд, семья

Как известно, молодежь выполняет в обществе три главные функции:

— учится, то есть готовит себя к будущей деятельности;

— работает в народном хозяйстве;

— рожает и воспитывает детей.

Научно-техническая революция требует все больше времени и сил на общее и специальное образование. В середине 70-х годов страна перешла ко всеобщему среднему образованию молодежи. В настоящее время проводится реформа общеобразовательной и профессиональной школы, при которой средняя продолжительность обучения вновь значительно повышается.

Рост продолжительности образования ведет к более позднему достижению молодежью экономической самостоятельности, что, разумеется, сказывается на начале семейной жизни. Одни позднее вступают в брак, другие сильно зависят от «стариков», третьи испытывают существенные материальные трудности.

Но общество заинтересовано и в том, чтобы молодежь больше работала. Мы вступили в длительный период, когда в стране практически не будет прироста трудовых ресурсов. Однако дело не только в недостатке трудовых ресурсов. Дело в том, что молодежь в некоторых отношениях и наиболее ценная рабочая сила: самая образованная, мобильная, выносливая, лучше адаптирующаяся к новым условиям и т. д. Поэтому доля молодежи резко повышена в новых, быстро развивающихся отраслях народного хозяйства, в новых городах, районах нового хозяйственного освоения. Преимущественно молодежь осваивала целину, создавала Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, строила ВАМ и т. д. Одним словом, молодежь — ударная сила общества.

Названные здесь три основные функции молодежи (а у мужской половины есть и четвертая — оборона страны) равноправны и невзаимозаменимы. Нельзя решать одни задачи за счет других. Нужно найти оптимальное сочетание этих функций, наилучшее распределение времени и сил молодежи между разными задачами. Эффективно совместить в одно и то же время учебу, работу в общественном хозяйстве и семейные функции, конечно, трудно. Однако многие совмещают две функции. Чаще всего одновременно работают и заводят детей. Реже, но тоже довольно часто, работают и учатся. Еще реже учатся и заводят детей. При одновременном выполнении разных функций страдает или одно, или другое, нередко и то, и другое.

В целом до сих пор более всего страдало выполнение демографических функций, что и проявилось в быстром и чрезмерном падении рождаемости, в конфликтности и непрочности семей, упущениях в воспитании детей. Как же уменьшить негативное влияние занятости учебой и трудом на демографическую ситуацию?

Есть два главных пути:

— улучшение подготовки молодых людей к браку, рождению и воспитанию ими детей;

— улучшение объективных условий жизни молодой семьи.

Нет нужды, видимо, много говорить о том, что удачная любовно-брачно-семейная жизнь — существеннейшая часть личного счастья человека. Если в этой сфере жизни у него «не получается», то обычно и все остальное в значительной мере обесценивается. Трудно быть счастливым, если несчастен в любви.

Так что, с какой стороны ни взгляни, укрепление молодой семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, снижение числа супружеских конфликтов — дело чрезвычайно важное.

В прошлом браки заключались, как правило, между людьми очень сходными, близкими во многих отношениях: по национальности, социальному положению, зажиточности, культурному уровню, то есть браки были, говоря научным языком, гомогенными, однородными.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Виртуоз в 12 лет

Женя Кисин, вундеркинд у пианино

Просторы песни нашей

Из культурной программы XII Всемирного

Чтобы познать — увидеть

Наука — техника — прогресс