Размышления у вершины

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1398, август 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Теперь молодые супружеские пары очень часто гетерогенны, разнородны. У мужа и жены могут быть разные национальности, социальное происхождение, культурное прошлое и т. д. Из-за чего и их установки относительно семейной жизни могут очень сильно и даже непримиримо различаться. А поскольку супруги равноправны, а жены, как правило, стремятся от равноправия к действительному равенству (то есть от равенства по праву, по закону, к равенству в жизни), насильное, волевое приведение этих установок «к единому знаменателю» исключается. Одно это создает столь благодатную почву для семейных несогласий, размолвок и конфликтов.

Но изменилось не только это. Изменилась, в частности, и половая мораль.

Так, в недавнем прошлом сурово осуждалась и была редким исключением добрачная половая жизнь женщин. В первый брак женщина должна была вступать девушкой. Семейные и общественные санкции за отступление от этого всеобщего правила были суровы.

Нынешние нравы несравненно вольнее. Это опять-таки хорошо известно. В последнее время появились даже специальные исследования, освещающие добрачное сексуальное поведение жительниц больших городов.

В миллионном уральском городе Перми были учтены все беременности не рожавших ранее женщин за год, за исключением, естественно, того, чего учесть, было нельзя (например, беременности, закончившиеся искусственным абортом, не зарегистрированным в установленном порядке). Из них были исключены беременности, прерванные по медицинским показаниям, и самопроизвольные аборты.

Из каждой тысячи этих беременностей 272 завершились абортами, 140 родили вне брака (матери-одиночки), 271 родила в первые месяцы после заключения брака, то есть забеременела до брака (браки, стимулированные беременностью невесты), 317 родили, забеременев уже после вступления в брак. Добавим еще, что подавляющее большинство абортов было у незамужних.

По всем учитываемым нашей статистикой демографическим показателям Пермь — типичный большой город европейской части страны. Поэтому приведенные цифры можно считать достаточно представительными для больших городов.

О чем они говорят?

Очень о многом. Во-первых, о том, что коренным образом изменилось добрачное сексуальное поведение женщин: подавляющее большинство начинает половую жизнь до брака.

Во-вторых, о том, что слишком много браков вынужденных.

В-третьих, о том, что слишком много внебрачных детей.

Наконец, о том, что неблагополучно обстоит дело с противозачаточными средствами.

Разберем эти пункты по порядку.

Традиционная половая мораль была «двойной» : очень строгой для женщин и либеральной для мужчин. Теперь она стала единой. Женская половая мораль уподобилась мужской. Одна из главных причин этого — равноправие женщин. Несомненно, также, что изменению женской половой морали сильно способствовали половые диспропорции после войны, постоянный недостаток женихов в молодых возрастах вплоть до недавнего времени (теперь не хватает невест) и опасение остаться одинокой.

Однако последствия сексуальной «свободы» для женщин существенно иные, чем для мужчин. Многие вынуждены одни, без мужей, воспитывать своих детей, другие — делать аборты, что при первой беременности может привести к бесплодию на всю последующую жизнь.

Многим добрачная половая жизнь портит будущее — не только собственное, но и детей.

К сожалению, многие девушки начинают половую жизнь слишком рано. В Перми много шестнадцати-семнадцатилетних матерей. При этом доля матерей-одиночек среди забеременевших в этом возрасте наиболее высока — 34 процента.

Заметим, что в последнее время рождаемость у самых юных женщин очень сильно выросла. На 1000 женщин в возрасте от 15 до 20 лет в 1965 — 1966 годах по стране в целом приходилось 26 новорожденных, а в 1980 — 1981-м — 41; по РСФСР соответственно 25 и 44. Одна из главных причин этого повышения — резкий рост числа несовершеннолетних матерей. Минимальный брачный возраст для женихов и невест у нас повсеместно установлен в 18 лет, кроме Украины и Узбекистана, где для невест он на один год меньше. Однако как раз в Узбекистане, где в значительной мере сохранились старые строгие порядки и нравы, рождаемость до 20 лет очень низка (32 против 44 в РСФСР).

Допустим, что юной матери повезло, она не стала одиночкой, вышла замуж за отца своего ребенка: наши законы допускают по разрешению местных органов власти регистрацию брака при особых обстоятельствах до достижения «законного» брачного возраста. В случае беременности невесты такие разрешения дают охотно. В Перми каждая третья беременная в возрасте 16 — 17 лет родила уже в браке.

Демографы знают, что браки, стимулированные беременностью невесты, обычно малоудачны. Они в среднем значительно конфликтнее и слабее прочих, чаще оканчиваются разводами, то есть молодым матерям часто и в таком случае приходится воспитывать ребенка без отца.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Честная работа

Навстречу XXVII съезду КПСС

Ип

Сатирическая фантазия

Спешу навстречу

Еще, кажется, совсем недавно красноярские педагоги, преклоняясь перед талантом Ирины Васильевны Русаковой, называли ее «кудесницей», «нашей волшебной наставницей», «бабушкой всех Самоделкиных»