Радость первых побед

  • В закладки
  • Вставить в блог

Поиски и находки

Седа Григорян

Глубоко задумавшись, сидит Маяковский, обхватив руками колено. Энергией и мужеством дышит лицо поэту. Решительно сдвинуты брови, внимателен сосредоточенный взгляд. Это часы вдохновения.

Скульптура любимого поэта - первая проба сил молодого скульптора, недавнего ремесленника из Донбасса, Виктора Козловского. Его работа была одним из самых интересных произведений на художественной выставке в Сталино.

После окончания ремесленного училища Виктор Козловский приехал в Москву. Позади осталось Детство, степи родной Украины, годы, проведённые в детдоме. В столицу юноша ехал с твёрдым намерением продолжать учёбу. Осенью 1949 года Виктор Козловский поступил на 1 - й курс скульптурного факультета Высшего художественно - промышленного училища, где он хорошо учится; комсомольцы группы избрали его своим комсоргом.

Как и у многих студентов училища, у Виктора Козловского есть свой любимый предмет. Это история. Сколько любви, сколько творческого горения вкладывает скульптор в свой труд, чтобы в мраморе и гипсе воплотить образы народных героев, гениальных композиторов, поэтов, художников, прославляющих подвиги народа! Особенно удачным получился у Виктора образ Богдана Хмельницкого, а также скульптурные портреты Глинки и Бетховена.

Молодой скульптор не ограничивает тематику своего творчества. Как всякий начинающий художник, он всё время ищет, пробует свои силы.

Лиризмом и мягким юмором веет от его скульптурных групп животных. Вот молодой оленёнок с. матерью. Смешно и грациозно растопырив тоненькие ножки, он копытцем чешет свою узкую, длинную мордочку. Другая скульптура изображает плотно пообедавшего медведя. Стоя на задних лапах, он умиротворённо поглаживает себя по толстому брюху.

Живая мысль, задушевный подход к теме отличают работы молодого скульптора Виктора Козловского.

Родние напевы

Александр Евсеев

... Неторопливая, ясная тема звучит в зале. Ещё не расцвеченная всеми красками оркестра, сдержанная и немного суровая, она только заявляет о себе. Но в ней уже слышится простота народной песни, огневой вихрь пляски... Государственный симфонический оркестр Союза ССР исполняет рапсодию студента Московской консерватории Андрея Эшпая...

Отец молодого композитора - марийский крестьянин Яков Андреевич Эшпай - до революции работал на сплаве леса. По широкому волжскому раздолью шли плоты. Тихими вечерами молодой плотогон вынимал из мешка закадычную подругу - скрипку. И тогда над синим плёсом неслись мелодии - русские, марийские, мордовские, чувашские, татарские.

До Октября марийский народ не имел своей профессиональной музыки. Вот почему Якову Эшпаю было суждено в годы советской власти не только окончить консерваторию, но и стать одним из зачинателей марийской музыки. С энтузиазмом взялся он за изучение музыкального фольклора народов Поволжья. Как крупицы золота, собирал Яков Андреевич народные напевы, обрабатывал их, создавал произведения для хора и оркестра.

И, как везде, где музыку любят и ценят по - настоящему, в семье композитора народная песня жила не на правах гостьи, а на правах друга.

Стоит ли удивляться тому, что первыми мелодиями, которые шестилетний Андрюша Эшпай играл на рояле, были марийские народные напевы!

Потом Андрюша учился в Московской музыкальной школе имени Гнесиных по классу фортепиано. Всё уверенней и быстрее становились крепнущие пальцы. И страница за страницей оживали великие творения Баха и Бетховена, Глинки и Чайковского, Листа и Скрябина.

Уже шла война, когда Андрей Эшпай закончил школу. В 1944 году он прибыл на фронт. Молодой разведчик Андрей Эшпай ворвался на танке в поверженный Берлин.

«Музыка... Конечно, музыка!» - решил тогда Андрей Эшпай, думая о своём дальнейшем пути.

За два года Андрей закончил четыре курса музыкального техникума и был принят на теоретико - композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Никита - музыкант

Из рассказов, поступивших на конкурс журнала «Смена»

Береги честь смолоду

Читатели обсуждают статью А. Первенцева (см. журнал «Смена» № 1 за 1953 год)