Вскоре вышли в свет его три марийские песни для голоса с фортепиано, несколько пьес на темы народов Поволжья, обработки марийских, чувашских, башкирских, татарских песен.
Студент Эшпай - отличник учёбы, удостоенный стипендии имени Римского - Корсакова. Он упорно овладевает теорией музыки и композиции. Часами просиживает Андрей над партитурами симфоний и опер своего любимого композитора Петра Ильича Чайковского. Как взыскателен к себе был великий художник, с какой добросовестностью отработаны мельчайшие детали его произведений!
С увлечением продолжает писать Андрей Эшпай музыку. Годы учёбы оказались очень плодотворными. Издаются и исполняются его сюита на марийские темы, сонатина ре - минор. сюита для кларнета, симфонические танцы. На международном фестивале в Праге с успехом была исполнена его «Токката». Широкую популярность завоевала лирическая песня «На заре». С молодым поэтом Г. Регистаном Андрей Эшпай написал радиокомпозицию «Твердыня мира», совместно с отцом - музыку к документальному фильму «Марийская АССР».
Каждое из этих произведений радует своим свежим колоритом, лиризмом, темпераментом.
Однажды Андрей Эшпай, проходя по коридору консерватории, услышал за дверью одного из классов мелодию, удивительно похожую на марийскую песню. Он приоткрыл дверь: за роялем сидел молодой венгерский музыкант.
- Что вы играете? - спросил Эшпай.
- Это наша народная песня, - улыбаясь, ответил пианист.
- Пожалуйста, сыграйте ещё раз... Как похоже!
Языки народов Поволжья и Венгрии имеют очень много общего. Этот факт с интересом изучают лингвисты. Но, оказывается, и музыкальный язык этих народов имеет много сходных черт.
Так у молодого композитора возник замысел симфонической рапсодии «Венгерские напевы». В этом произведении, созданном на материале трёх венгерских песен, много сердечной простоты и добродушного юмора, мужества и страсти. Рапсодию А. Эшпая исполнил Государственный симфонический оркестр Союза ССР на смотре достижений советской музыки за 1952 год.
Впереди большие творческие планы. Вместе с отцом Андрей Эшпай пишет музыкальную драму «Садика». Близок к завершению первый концерт для фортепиано с оркестром.
Это его дипломная работа.
В Московский архитектурный институт Михаил Константинов пришёл прямо из госпиталя в последний год войны. Первыми его друзьями были Игорь Покровский, Виктор Егерев и Феликс Новиков. После занятия друзья проводили время в мечтах и спорах о будущем труде, о творческих планах. Сходились на одном: они будут строить красиво, прочно, на века. Ведь их домам стоять при коммунизме.
... Вот первое поручение молодому архитектору: спроектировать здание управления Казанского речного порта у нового Жигулёвского моря. Обдумывая этот проект, Константинов искал такие пути для осуществления своего замысла, которые позволили бы предугадать и воплотить всё новое, что ежедневно и ежечасно рождает наша советская действительность, что потребует от него завтра заказчик - советский человек, строитель коммунизма.
Работая над основным заданием, Михаил выполнил ряд небольших проектов по архитектурному оформлению Волго - Донского канала имени В. И. Ленина. Не удалось архитектору самому побывать на Волго - Доне. Новые работы помешали ему выбраться на открытие канала. И вот недавно, зайдя в кино «Новости дня», Михаил увидел в фильме о Волго - Доне мелькнувшие на экране «свои» светофоры. Взволнованный, сидел он в тёмном зале кино - театра. Ведь он тоже был строителем Волго - Дона! А какой радостью и гордостью наполнилось сердце молодого архитектора, когда он прочёл в директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану о строительстве нового речного Казанского порта - строительстве, которое будет осуществляться по его проекту! Это было как раз то чувство, которое называют счастьем и радостью созидания.
Он вспомнил своих друзей по институту. У всех четырёх молодых архитекторов многие мечты уже осуществились, последняя их работа близка к завершению. Игорь Покровский. Виктор Егерев, Феликс Новиков и Михаил по вечерам, в свободное от работы время, проектировали станцию Красная Пресня московского метрополитена. Проект молодых архитекторов был признан лучшим на конкурсе Метростроя.
... Центральный зал станции. На массивных пилонах, облицованных красным мрамором, покоятся арки, украшенные барельефами, отражающими героическое прошлое и настоящее Красной Пресни. В строгом, торжественном монументальном стиле решено это талантливо задуманное сооружение.
Да, впрочем, москвичи скоро увидят эту новую станцию метро на Большом кольце, соединяющем пять вокзалов столицы...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.