Работать на жизнь

  • В закладки
  • Вставить в блог

Жизнь понемногу налаживалась. Отец стал работать, я пошел в школу. В собственных ботинках!

Оказался я способным учеником. А вскоре учителя заметили, что у меня некоторые склонности к лицедейству. На первой же новогодней елке читал стихи. Учась на втором, затем на третьем отделениях (тогда в литовской школе классы назывались отделениями), уже постоянно участвовал в детских представлениях.

Откуда такое? Видимо, все-таки от отца с мамой, которые в свое время активно участвовали в рабочей самодеятельности.

Очень любил театр и кино. Но попасть в театр было сложно, недоступными оказались цены на билеты, денег же едва хватало на жизнь. С кино дело обстояло получше, полегче.

Но вот настал день, когда я впервые попал в театр. Это было как освобождение! Освобождение от трудной жизни, от забот каждого дня. В театре я забывал обо всем, что было вне его. Смотрел на какую-то иную, потустороннюю жизнь, волшебную, придуманную, но казавшуюся совершенно реальной. Кто-то — из незнакомого мне мира! — ходил по сцене, что-то говорил был кем-то из другого времени, о котором я не имел никакого представления, и это завораживало, останавливало дыхание!

И появилась мечта. Чего в ней было больше, желания играть или побыть кем-то другим, в другой жизни, не знаю, не ведаю. Но с того дня что-то со мной произошло, что-то изменилось круто и навсегда.

И вот окончил я шесть отделений начальной школы. После этого дети обычно поступали в гимназию. И я, верно, поступил бы в гимназию, плату за обучение родители могли бы «наскрести». Но отец решил иначе: мне следует обучиться какому-нибудь ремеслу — это всегда заработок на хлеб насущный. К тому же в ремесленном училище обучение было бесплатным. А так как обнаружились у меня некоторые склонности к художественному творчеству, то и решили родители: пусть поступает сын на отделение керамики. И в 1937 году я стал учащимся Первой ремесленной школы Каунаса.

Учиться было интересно, потому что мы действительно занимались в школе настоящим художественным ремеслом — рисовали, лепили из глины.

Отец продолжал работать и подпольно занимался революционной деятельностью. Когда же в 1940 году Литва стала советской, он полностью посвятил себя партийной работе, стал парторгом одного из заводов.

Учась в ремесленной школе, я был уже сильно заражен театром. Стал играть в спектаклях организованного в нашей школе драматического кружка, чаще ходил в театр, кино. Играть тянуло неодолимо. Нет, я не собирался, даже не думал стать актером, просто очень хотелось быть на сцене. Да и пожелай я обучаться актерскому ремеслу, это оказалось бы невозможным: учеба в студии Каунасского театра драмы стоила немалых по тому времени денег.

Были у меня в те годы довольно странные представления о путях вознесения на актерский Олимп. Начитался рассказов о том, как та или иная звезда кино начинала едва ли не посудомойкой в Голливуде, затем — случайное участие в массовке, там заметили, и вот уже имя этого счастливейшего (или счастливейшей) из смертных на все лады выкрикивает яркая реклама крупнейших городов мира. Я и считал: только в Голливуде волшебная мечта может превратиться в не менее волшебную реальность.

Но мечты мечтами, а жизнь шла своим чередом.

В том же тридцать седьмом году в Каунасе при Палате Труда (так назывался тогда Дом профсоюзов) создали самодеятельный театр, вернее, студию, которая со временем должна была превратиться в рабочий театр. И, конечно же, я сразу постучал в двери этого заветного заведения. Но меня, увы, не приняли. Молод, сказали. Я действительно выглядел моложе своих тринадцати с небольшим лет — невысокого роста, худой, угловатый...

Многие из моих друзей тоже попытали счастья, кое-кому из них повезло. Например, Бледису, который учился в нашей ремесленной школе так же, как и я, на отделении керамики. Повезло и молодому продавцу Бабкаускасу. Оба в будущем стали блистательными актерами Паневежского театра. С ними довелось мне играть не в одной сотне спектаклей, в кино.

В новом любительском театре ставили пьесы, и мои друзья уже играли большие роли.

В это время из Англии вернулся тридцатидвухлетний Юозас Мильтинис. Был он «левым» и в политике, и в искусстве. Власти не любили его, отвергали его идеи передового театра. Как раз в ту пору любительский коллектив при Палате Труда остался без руководителя, и Мильтинису сказали:

— Бери этот коллектив и докажи, что ты великий режиссер.

Мильтинис пропустил насмешку мимо ушей. Он горячо взялся за дело, стал подлинным руководителем любительского театра, объединившего городскую рабочую молодежь.

Я же по-прежнему страдал от того, что меня не принимали. Ходил на спектакли, встречался с друзьями, жадно выспрашивал у них:

— Ну как? Интересно?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Под крышей дома своего

Этика поведения

Разорванный круг

Эдуард Филимонов, заместитель директора Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС

Освоение

Арсен Айруни, доктор технических наук, профессор, заместитель директора Института проблем комплексного освоения недр АН СССР