— О-о!.. — слышал в ответ восторженные восклицания счастливцев.
Наступил 1940 год, в Литве установилась Советская власть. И так случилось, что в суматохе первых дней рабочий театр... был закрыт. Тогда его активисты пошли к первому советскому президенту Литвы Юстасу Палецкису, который помог восстановить деятельность рабочей труппы. Более того, был подписан Декрет о создании на основе любительского театра профессионального коллектива. Для пролетариев Каунаса это было большим событием, так как создавался, по сути, центр рабочей культуры.
Новый декрет открывал двери в будущий профессиональный коллектив каждому способному человеку, независимо от его социального происхождения, образования.
Руководителем создаваемой труппы назначили Станулиса, а Мильтиниса — рядовым режиссером. Но Станулис отказался от руководства. И тогда вновь потребовались талант, опыт и потрясающая энергия Мильтиниса. Он создал труппу и увез ее в Паневежис, где вскоре и открылся новый профессиональный литовский театр.
Друзья писали из Паневежиса полные восторгов письма: учимся, репетируем, готовим спектакль. Я же каждый раз с нетерпением спрашивал, когда мне можно будет приехать. Бледис отвечал: подожди.
И вдруг, буквально через месяц, молодой театр приезжает в Каунас с двумя спектаклями — «Падью серебряной» Н.Погодина и комедией «Вольпоне, или Лиса» Б.Джонсона. Это был первый отчет новой труппы в тогдашней столице нашей республики. И показывали паневежцы свои спектакли на сцене Каунасского государственного театра драмы. В ту пору я уже выходил как статист в спектаклях этого театра — подрабатывал таким образом. Но главное, бесплатно мог смотреть все спектакли.
На второй день после приезда паневежцев Бледис повел меня за кулисы — к Мильтинису. Юозас Ионо-вич гримировался, он был не только руководителем театра, но и играл в спектаклях.
Бледис сказал:
— Это тот парень, о котором я вам рассказывал. Он хочет поступить к нам.
— Хорошо, — сказал Мильтинис и посмотрел на меня. — Завтра утром приходи, посмотрим, что ты можешь делать.
Вне себя от радости я сидел в зрительном зале и уже видел себя на сцене, и жил одной-единственной мыслью: завтра!
Еле дождался утра следующего дня и помчался по указанному мне адресу. Мильтинис остановился в особняке, у своих каунасских друзей. К особняку прилегал огромный сад. В этот сад и пошли мы с Мильтинисом. Еще задолго до знакомства с ним я готовился к поступлению, и поэтому предложение почитать что-нибудь не застало меня врасплох.
Мильтинис остановился, присел на скамейку.
— Тут нам никто не помешает.
Я стал читать и... забыл текст. Уже на третьей строчке стихов.
— Ладно, не огорчайся, — сказал Мильтинис. — По читай еще что-нибудь.
Почитал я еще немного и умолк. Ждал.
— Хорошо, будешь у нас работать.
— Когда?!
— Да вот поедем мы в Паневежис, а ты с нами. Теперь я думаю: все, что было раньше в моей жизни, шло к этому главному в ней моменту. Не учись я в ремесленной школе, разве попал бы я в городской драматический кружок? Будь я в гимназии, очень может быть, поступил бы потом в консерваторию, стал музыкантом, я ведь много играл в самодеятельном оркестре, впоследствии музыкально оформлял некоторые спектакли. А может, занялся бы после гимназии наукой: хорошо ладил с математикой, учителя отмечали это. Одно время собирался- изучать авиационное дело... Все это могло произойти, учись я в гимназии...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Биография
Этика поведения
Традиции воинской славы: как их наследовать?