Работать на жизнь

  • В закладки
  • Вставить в блог

Но случилось иначе. Я стал актером Паневежского театра, в котором тружусь вот уже сорок с лишним лет.

Первые дни — как счастливый сон. Занятия в студии, этюды, импровизации, первая похвала Мильтиниса... Но на сцену меня не выпускали. Лишь через три, кажется, недели я участвовал в концерте для красноармейцев, изображал в массовке одного из политзаключенных, освобождаемых из тюрьмы. На сцене открывались ворота, из которых и должны были выйти на свободу узники тюрьмы. Не могу передать словами, как волновался — предстоял первый выход на зрителя среди профессионалов, первая, пусть крохотная и без текста, пусть в массовке, но роль! И мне казалось, что все в зале будут смотреть именно на меня, на моего заключенного.

Как же, увидели они моего героя... Я почти уже выходил из ворот, как вдруг моя цепь зацепилась за что-то там за кулисами, и пока я, шепча слова проклятий, освобождал ее, все мои товарищи из массовки вышли на сцену. Наверное, через минуту-другую и я мог бы незаметно выйти из-за кулис и так же незаметно присоединиться к другим, тем более что сцена была в полутьме. Но разве об этом я думал? Конечно, о другом: все. провал! Провалил первый же выход! Все на сцене, а я — нет. Собственно, никто и не считал, сколько вышло людей на сцену, какая разница — одним больше, одним меньше. Но для меня это было драмой, даже трагедией. Глубоко несчастный от случившегося, я сидел за кулисами и... плакал.

Подобные ощущения я испытывал не раз в жизни. И причиной был не какой-то там пустяк, случайно зацепившаяся за что-то цепь (такое в нашей практике называют обычно накладкой). Нет, причина состояла в более важном — роль не получилась! Словом, много было в моей актерской жизни неприятных моментов, какие-то из них я уж и забыл давно, но ту первую свою неудачу до сих пор забыть не могу.

...Через три месяца состоялся мой дебют в театре, в пьесе прогрессивного литовского литератора К. Бингиса «Атжалинас» («Поросль»). Сюжет ее был не очень сложным. В одном классе гимназии учатся два друга — сын бедного сапожника Ясюс (это мой герой) и Пятрас (его роль играл Бледис). Ясюс — парень как парень, как многие из его ровесников, мечтал стать летчиком. В классе произошло ЧП, пропали деньги, и все почему-то считали, что украл Ясюс. Пятрас, спасая репутацию друга, берет вину на себя, приносит в класс деньги отца.

В судьбе своего героя я увидел отражение собственной судьбы. Все в ней было мне близким, понятным: и тема дружбы, самопожертвования, и сама жизнь класса, интересы ребят, их отношения, понимание, что все в жизни основано на дружбе, доброте. Это и дало мне верный материал, адрес для поисков на репетициях. В сущности, я играл собственное чувство, собственное отношение к происходящему.

И все-таки до самого закрытия занавеса не знал, получилась роль или нет. Но вот прозвучал последний текст спектакля, закрылся занавес, потом вновь открылся, и я понял, понял сразу: успех. Видел лица зрителей, слышал аплодисменты — первые в своей жизни профессионального актера! — и испытал ни с чем не сравнимую радость победы, настоящую и огромную радость. Может быть, тогда впервые понял, для чего играю. Понял цену страданий, упорного труда на репетициях, некоторой неуверенности, даже страха перед премьерой.

И тогда вдруг решил: я талантлив, все могу. Думал, как может думать наивный семнадцатилетний парень в счастливые свои минуты. Решил, что открылись мне все тайны актерского ремесла, вообще искусства.

Сегодня с улыбкой вспоминаю ту свою уверенность. Действительность актерских будней еще не раз преподаст урок.

Со временем роли стали посложнее, в них надо было играть уже не себя, а перевоплощаться в другие характеры, жить на сцене в другом историческом отрезке времени. По наивности я хотел использовать опыт первой удачи, но скоро убедился в тщетности своих намерений. Первый тупик, первый удар в глухую стену.

Стал проваливать одну роль за другой. На втором или третьем, кажется, году работы получил роль Карло ди Нолли, молодого маркиза, в трагедии итальянского драматурга Луиджи Пиранделло «Генрих Четвертый». После премьеры увидел, как коллеги смотрят на меня с сочувствием, стараются не обидеть случайно вырвавшимся словом. Кто-то сказал, желая подбодрить:

— У тебя неплохой голос.

И я окончательно убедился: провал.

Это был чувствительный удар. Помню, сразу после премьеры убежал из театра, до поздней ночи ходил по улице: не хотелось идти в наше общежитие, боялся встретить кого-нибудь из актеров, боялся их утешительных слов. Бродил по городу и предавался невеселым своим • мыслям. А когда в окнах общежития погасли все огни, я тихо, как вор, прошел в свою комнату и в темноте повалился на койку.

Так и не заснул до утра, все думал, думал... И решил, что надо мне уйти из театра. Навсегда.

Прошла неделя, другая.

«Что делать? — продолжал я думать. — Что со мной будет, если уйду из театра?»

А тут начались показы студийных отрывков, для меня они оказались удачными, и я немного успокоился. По крайней мере уже не очень решительно был настроен уйти. Играл в небольших эпизодах, играл относительно ровно...

В театре многое происходит так же, как и в других учреждениях: удачи человека быстро забываются, неудачи надолго остаются в памяти. После «Генриха Четвертого» многие стали поговаривать: зачем-де этого Баниониса держат в театре, какой от него прок, только место занимает. Своего мнения не скрывали некоторые зрители, даже пресса, в которой появились мрачные размышления на мой счет. В одной газетной статье автор без обиняков рекомендовал мне поискать какое-нибудь другое дело, где я смогу приносить большую пользу. В театре, предсказывал журналист. Баниониса ожидает вечное прозябание.

Но Мильтинис не обращал внимания на все эти прогнозы. Напротив, он всячески подбадривал молодого актера, внушал мысль о постоянном труде, который рано или поздно должен принести добрые плоды. Человек умный, опытный, Юозас Ионович никогда в своей театральной практике не поддавался какому-либо нажиму, влиянию со стороны, его мышление в искусстве (и в жизни) всегда было и остается совершенно самостоятельным, в этом у него не грех поучиться некоторым его коллегам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Траурный митинг на Красной площади

13 марта в последний путь проводили Константина Устиновича Черненко

Ответственные люди

Валерий Пряхин, генеральный директор производственного объединения «Калужский турбинный завод»

Освоение

Арсен Айруни, доктор технических наук, профессор, заместитель директора Института проблем комплексного освоения недр АН СССР