Тысячи покупателей придали в этот час в универмаг. И многие, заполняя при выходе зеленый листок анкеты, на вопрос, довольны ли вы покупкой, ответят утвердительно.
Вслед за темно-синими «Жигулями» движется «Шкода», потом плывет «Крайслер-180» модного сейчас цвета сафари.
«Жигули» втягивается в сушку, «Шкоду» заливают шампунем, а «Крайслер» в это время готовят к мойке, обдавая водой из шланга. Через полминуты «Крайслер» попадет под душ, а чисто умытые, сияющие на солнце «Жигули» отправятся дальше, по набережной Дуная, к центру города.
«Мототранс», специализирующийся на косметике автомобилей (мойка машин, замена масла, балансировка колес, антикоррозийное покрытие днища), размещает свои станции обслуживания автомашин на всех выездах из Братиславы и в городах-спутниках. Сейчас я знакомлюсь с работой «Мототранса», стоящего у въезда в столицу Словакии со стороны Праги.
Станция невелика, однако в день здесь обслуживают до четырехсот машин. Очереди нет. Лишь на мойке нужно подождать пять – семь минут. На антикоррозийное покрытие днища запись ведется по телефону – за день до устраивающего тебя срока.
На пленуме ЦК КПЧ Председатель Правительства ЧССР товарищ Любомир Штроугал говорил, что в ближайшие годы «в первую очередь будут расширяться услуги населению, касающиеся улучшения жилья, резкого подъема автомобилизма, улучшения условий жизни семей».
В Братиславе около ста тысяч машин, а всего в стране три миллиона автомобилей, и естественно, что их обслуживание требует немалых усилий.
Услуги, предлагаемые «Мототрансом», дополняются услугами «Друтехны», у которой в одной только Братиславе пять станций. Двадцатидевятилетний Людовит Гайнович, ведущий референт по инвестициям в оборудование на той из пяти станций, что стоит на Тренчанскойулице, поясняет, что «Друтехна» – производственный кооператив, социалистическая организация кооперативного типа.
На Тренчанской делают все: ремонт и регулировку двигателей, кузовные и лакокрасочные работы, все разновидности профилактики. Ведется здесь и гарантийное обслуживание нескольких типов автомашин.
Из ста пятидесяти работников станции – сто члены ССМ. Пожалуй, здесь заметнее всего, что сервис становится сферой молодежи.
Прошу Людовита познакомить с кем-то из ребят, хочу узнать, почему пришел молодой человек в «Друтехну». Людовит широким жестом приглашает в цех: – Решайте сами, с кем говорить.
Подходим к ближайшему парню, демонтирующему кузов попавшей в аварию «Шкоды».
Эрнст Худоба. 21 год. Рвался сюда потому, что машины, как он говорит, знает «наизусть» – с раннего детства тянуло к моторам. Окончил техническое училище, которым располагает «Друтехна». Член молодежной бригады.
– У нас все молодые и даже бригадир, Павел Мелихар, – мой ровесник.
Самое трудное не работа, – добавляет Эрнст, – самое трудное – попасть в наше училище: конкурс абитуриентов высок.
Трудно не вспомнить гостиничную школу в Марианских Лазнях. Там тоже едва ли не в первую очередь говорили о конкурсе.
Пожалуй, этим и закончится репортаж о чехословацком сервисе. Престиж Сферы обслуживания в глазах молодых растет, и это очевидная гарантия успешного решения задач, поставленных на пленуме ЦК КПЧ.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Индржих Поледник, член секретариата ЦК КПЧ, Председатель Центрального Комитета Социалистического союза молодежи ЧССР НИК отвечает на вопросы главного редактора журнала «Смена».