Продавец с высшим специальным образованием?
Десять минут назад директор универмага говорил нам о своих визитах в Высшую экономическую школу, о беседах со старшекурсниками: директор рассказывал им о возможностях, которые открывает «Котва». И вот несколько выпускников факультета торговли пришли на работу в крупнейший универмаг страны, присоединился к ним и коллега с факультета внешней торговли. В отделах текстиля, верхней одежды, обуви и в других работает до ста человек, и, конечно же, руководству «Котвы» хотелось бы, чтобы эти крупные подразделения возглавлялись специалистами с высшим образованием.
– Я, разумеется, доволен своей работой, – говорит Франтишек Скок. – Универмаг славится не только сверхсовременной архитектурой, но и современнейшей организацией торгов ли – лучше практики и не придумаешь...
Комментирует Олдржих Шварц:
– «Котва» – это опытный полигон. Здесь выделено 25 мест, где выставляются новые товары: представители фирм-изготовителей самолично наблюдают за реакцией и оценками покупателей.
Продать мало. Надо формировать вкус покупателя. Он часто и не знает, что ему нужно, ему хотелось бы что-то такое или эдакое, а что конкретно – не знает... Мы должны подсказать: вот это нужно, это модно, это и современно и перспективно. Торговле ставят, например, задачу: продать семьдесят тысяч спален, изготовленных на одном из предприятий. Много это или мало? Решайте сами. В прошлом году строители сдали сто тридцать тысяч квартир. Но ведь не все новоселы сразу же захотят купить новую спальню. Да и не одно предприятие производит такие гарнитуры... Значит... Значит, надо убедить, что именно эти спальни наилучшие. Работают, размышляют дизайнер, архитектор/художник. И так расставляют, так подают покупателю гарнитур, что у нас его уже не хватает, хотя в других магазинах склады переполнены...
Эскалаторы ползут вниз. Пятый этаж. Ковры, мебель, лампы, люстры, декоративные ткани. Но и укорачивание осветительных приборов. Но и консультации архитектора.
4-й этаж. Электрика. Швейные и вязальные машины. Радиоприемники. Телевизоры. Велосипеды. Мотоциклы. Часы. Фотокамеры. Но и гарантийный ремонт теле- и радиоприемников. Но и монтаж спортивного оборудования. Но и обслуживание фотолюбителей.
Девушка с лыжами для слалома или скоростного спуска. Алена Горакова. 19 лет. Работает здесь после окончания торговой школы. Стаж пока невелик – десять месяцев, но довольна чрезвычайно: «У нас не магазин – дворец. И одновременно университет торговли. Во время обеденного перерыва очень часто выступают артисты – из театров, из кино. Устраивается показ мод. Бывает много интересных встреч».
3-й этаж. Одежда для мальчиков и девочек. Игрушки. Детские коляски. Стекло, фарфор, керамика. Мужская, дамская и детская обувь. Но и консультации для будущих, мам. Но и растяжка только что купленной обуви.
2-й этаж. Ткани. Мужские вязаные изделия. Меха и одежда из кожи. Текстильная галантерея. Но и мелкий ремонт одежды. Но и пришивание кожаных пуговиц.
1-й этаж. Книги. Хозяйственные и косметические товары. Дамские вязаные изделия. Писчебумажные и школьные принадлежности. Бижутерия. Сувениры. Но и камера хранения багажа и детских колясок. Но и косметические консультации.
Фоторепортера тянет к отделу косметики. Механизм силы притяжения просматривается легко – Дана Кнайфова.
– Я уже опытный продавец. Мне двадцать три года. Раньше работала в другом магазине в Праге, а с 15 до 18 лет училась в торговой школе. Работу люблю. Привлекает в «Котве» сменный характер работы. Если работаешь в утренней смене, значит, вечер свободный, а для женщины, для девушки это очень важно...
Комментирует Олдржих Шварц:
– Восемьдесят четыре процента нашего коллектива – женщины. Как правило, молодые, а стало быть, с маленькими детьми. Ясли закрываются в четыре, и потому молодые мамы хотят работать только в первую смену. Да и девчонки хотели бы иметь свободные вечера. И чтобы заниматься и чтобы встречаться со своими дружка ми. Добавьте к этому, что в декретном отпуске в среднем находится обычно двести пятьдесят работниц.
Привлекаем на помощь учеников. Их у нас триста. Они работают половину дня. Старшие, более опытные товарищи, и прежде всего коммунисты, члены ССМ, заботятся о них, помогают понять что к чему. Важную роль играют конкурсы на лучшее обслуживание покупателей. Победители, наш актив недавно побывали в СССР – в Москве, Ленинграде, Киеве, знакомились там и с работой универмагов.
Хорошо помогает нам «Рефлектор молодых»...
Радим Полам, председатель этого аналога нашего «Комсомольского прожектора» в «Котве», рассказывал, что в «Рефлекторе» 21 человек – по трое в группе на каждом этаже. Раз в месяц собираются, чтобы обсудить сделанное, наметить новые задачи. Контролируют, как используется зарубежное оборудование и как одеты продавцы, не отвлекаются ли они на разговоры, не покидают ли рабочие места. «РМ» следит за сохранностью товаров и инвентаря. Помогает устранять недостатки. Смысл работы – приучить молодых нести ответственность за всю «Котву».
Ползут вверх и вниз эскалаторы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.