Пять адресов сервиса

Олег Спасский| опубликовано в номере №1208, сентябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Проверяются контрольные работы по французскому.

– Мы готовим, понятно, не лингвистов. Но требования серьезные. Разумеется, надо знать все, что так "или иначе касается будущей работы. Но мы считаем, что выпускник нашей четырехгодичной средней школы призван уметь объяснить гостям из-за рубежа (а вы, видимо, уже знаете, что в год мы принимаем пятнадцать миллионов туристов) нашу оценку политических событий в мире, в жизни страны. И потому у нас три обязательных языка – родной, русский и – на выбор – английский, французский, немецкий...

Ну, а кроме того, учащиеся изучают, конечно яге, все, что связано с гостиничным хозяйством: прием гостей, их обслуживание, экономика производства, планирование, финансы, бухгалтерия, кухня, ресторан, снабжение и обеспечение отеля всем необходимым... Представляете себе этот многослойный и многосложный механизм?..

Вторая школа такого типа, как рассказывали нам еще до поездки в Марианские Лазни, расположена в другом конце страны, в Словакии, в Пиешхянах. Поскольку, однако, стоит задача расширения подготовки кадров для обслуживания все нарастающего потока туристов, как зарубежных, так и отечественных, принято решение: десять школ, в которых готовили специалистов общественного питания, преобразовать в такие же точно средние гостиничные школы, как эта, о которой рассказывает сейчас Зденек Гурка, не только заместитель директора, но и преподаватель французского, английского, немецкого и… физкультуры.

– Сервис у нас во многом удел молодежи, и двадцатипятилетний заместитель директора, о встрече с которым вы мне только что говорили, удивлять не должен...

Интерес к работе в сфере обслуживания в Чехословакии растет. В минувшем году конкурс на приемных экзаменах в школе, с работой которой нас и знакомит Зденек Гурка, оказался не меньшим, чем в модных институтах: три претендента на одно место. Набрали, как и обычно, три группы по 35 – 36 человек. На каждом курсе здесь от ста пяти до ста десяти учащихся, а всего в школе сейчас 434 будущих работника сервиса. Уроки, лекции, семинары дополняются шестью часами практики в неделю. На первых двух курсах учащиеся практикуются в собственной школе. Официанты работают и поварами, а будущие повара выходят в зал и обслуживают сокурсников. В это время идет процесс выравнивания знаний и навыков, приобретенных ранее: ведь кто-то пришел в гостиничную школу после работы в гранд-отеле, а кто-то – после скромной сельской гостиницы. На третьем курсе практика проходит в ресторанах, в организациях, устраивающих по какому-то поводу банкеты или приемы и приглашающих официантов на, так сказать, разовую работу. Четвертый курс – время решающих испытаний. Практика в лучших отелях в Марианских Лазнях – в «Эксцельсиоре», «Палаце», «Краконоше». Завтрашние менеджеры учатся вести все гостиничное хозяйство. А затем в течение недели практика «на высшем уровне» – в интеротелях Праги, Брно, Карловых Вар.

Летом, в каникулы, – обязательная двадцатидневная практика.

Кстати, практика в рамках учебной программы предусматривает стажировку и в ГДР, Болгарии, Югославии, Советском* Союзе. Нынешним летом несколько учеников школы практиковались в Киеве в ресторане «Прага».

Во время учебного года в субботу и в воскресенье, в уикэнд, когда нагрузки в ресторанах и отелях резко возрастают, с разрешения дирекции могут работать даже и второкурсники. Однако разрешение дается только тем, кто хорошо успевает по всем предметам, как, например, Мирослав Котек, с которым мы днем встречались наверху, в горах, в ресторане отеля «Краконош».

Универмаг «Котва»

Машину поставить негде. Все ближайшие улицы забиты автомобилями.

Обычный день. Не пятница, когда в «Котве» самый большой наплыв посетителей.

Как «Центрум» в Берлине. Как «Варе» и «Сава» в Варшаве. Как ГУМ в Москве. Главный универмаг Праги. Главный универмаг страны.

Сто тысяч покупателей в день. И не менее тридцати тысяч из них – иностранцы. Рекорды устанавливаются в пятницу. И не обязательно накануне рождества. В среднем в этот день недели здесь бывает сто двадцать тысяч покупателей. Один из крупнейших на континенте универмагов. Площадь торговых залов – двадцать две тысячи квадратных метров.

Универмаг молодых: из полутора тысяч работников тысяча – юноши и девушки до двадцати девяти лет.

Решение о строительстве крупнейших универмагов «Котва» и «Май» в центре столицы было принято на XIV съезде КПЧ. Универмаг, с работой которого мы знакомимся, был построен за тридцать один месяц и открыт 10 февраля 1975 года.

Директор «Котвы» доктор Олдржих Шварц говорит медленно, следя за тем, успеваю ли я записать все называемые им цифры.

– Несколько дней назад на пленуме ЦК КПЧ, обсуждавшем итоги выполнения решений XV съезда Коммунистической партии Чехословакии в области удовлетворения материальных потребностей населения и дальнейшего развития внутреннего рынка, выступил член Президиума ЦК КПЧ, Председатель Правительства ЧССР Любомир Штроугал. Он говорил и о том, что «в торговой сети, которая за последние годы существенно расширилась, до сих пор преобладают небольшие торговые точки. Поэтому предусматриваются ее перестройка и модернизация». «Котва» и «Май» – первые ласточки этой модернизации. До 1985 года в разных районах Праги будет построено еще четыре таких универмага – каждый из них будет крупнее, чем «Била Лабуть», самый большой до недавнего времени магазин Праги. Но кто будет работать в этих гигантах? Мы считаем, что руководителями и отделов и универмагов должны быть не только дедушки и бабушки, но и молодые люди, сверстники тех, кто и определяет лицо современной торговли, сегодняшнего сервиса. И одна из задач «Котвы» заключается как раз в подготовке будущих командиров торговли... Хотите познакомиться с нашим магазином и сотрудниками?..

Лифт возносит нас на шестой этаж – гардероб, ресторан, летний ресторан, бар-закусочная (еще одна закусочная на цокольном этаже), минуя столики летнего ресторана, выходим на террасу, к той части отдела спорта, где развернута выставка товаров для туризма и летнего отдыха. В бассейн диаметром три с половиной метра и глубиной семьдесят сантиметров льется вода; палатки, где комнатка отделена от веранды, установлены так, что можно рассмотреть внутреннее убранство этих летних резиденций любителей природы.

– Главное в торговле – это подать товар, – поясняет инженер Франтишек Скок, старший на этой выставке. Франтишеку 25 лет, он член ССМ и выпускник факультета внутренней торговли Высшей экономической школы. Работает в «Котве» всего два месяца: только-только окончил институт, еще даже не было акта торжественной церемонии вручения дипломов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Шаги, сверяемые с временем

Индржих Поледник, член секретариата ЦК КПЧ, Председатель Центрального Комитета Социалистического союза молодежи ЧССР НИК отвечает на вопросы главного редактора журнала «Смена».