В АВГУСТЕ 1492 года три деревянных парусных судна, три «каравеллы» отплыли из испанского порта Палоса. Они шли под командой Христофора Колумба, и их направление было на запад, на перерез Атлантического океана, к тем неведомым землям, которые лежали за водным горизонтом Атлантики.
69 дней блуждали каравеллы Колумба по Атлантическому океану. 69 дней прошли в тяжелой борьбе с морем, с собственными сомнениями, с недовольством экипажа, который, разуверившись в успехе экспедиции, поднял бунт. И, наконец, вечером 11 октября у берегов Америки раздался первый залп из орудий: это с головного судна матрос увидел сушу.
Так впервые был покорен человеком Атлантический океан. Европейцы открыли Америку, положив начало регулярным водным рейсам между двумя великими материками.
Прошло 435 лет. Водная поверхность Атлантического океана стала людной, проезжей дорогой. Океанские корабли, забирая в свои каюты до 5.000 пассажиров, пересекали океан в 5 суток, точно придерживаясь расписания. Но воздушные просторы над океаном все еще не были завоеваны: еще ни один самолет не рисковал пересечь тысячеверстные пространства над волнами океана.
8 мая 1927 года человек впервые рискнул: «Белая Птица» французских летчиков Нанжессера и Коли вылетела ив Европы, чтобы пересечь океан и опуститься в Америке. Через несколько часов после ее отлета радиостанции Европы получили радио с самолета, что полет идет благополучно, но потом «Белая Птица» замолчала. Вместо ее бодрых телеграмм стали приходить с метеорологических станций тревожные известия о жестокой буре, разразившейся над океаном, а несколько часов спустя - сигналы бедствия с судов, терпящих аварию...
Через 3 дня стало ясно, что «Белая Птица» погибла: первая попытка кончилась двумя смертями.
Прошло несколько дней, и газеты оповестили мир, что никому неизвестный, молодой американский летчик Линдберг один вылетает на своем маленьком, почти самодельном аэроплане из Америки в Европу.
В день отлета все были уверены, что молодой американец идет на верную смерть. Никто не надеялся на благополучный исход его «безумной попытки». И только один человек был спокоен - его мать. Когда самолет ее сына, превращаясь в маленькую точку, скрылся в воздухе, она спокойно сказала: - Все обстоит благополучно: завтра мой сын будет в Париже.
А в это время в Европе радиостанции жадно ловят телеграммы о «молодом безумце».
Вот сведения о том, что его маленький самолет видели пассажиры трансатлантического корабля примерно посредине океана... Вот новая телеграмма, что он приближается к Европе... Экстренные выпуски парижских газет оповещают, что Линдберг над Ирландией... Вот он уже над Ла-Маншем, узкой водной полоской отделяющим Англию от Европы... Но его все еще нет в Париже.
И вот, наконец, в сумерки громкоговорители французской столицы, заглушая гудки автомобилей и шум толпы, закричали на перекрестках:
- Американец над Францией! Вдоль Сены он держит путь на Париж!
На Парижском аэродроме вспыхивают яркие сигналы прожекторов, шоферы таксомоторов запрашивают сотни рублей у тысячной толпы, стремящейся к аэродрому, французские самолеты вылетают навстречу Линдбергу... Сначала еле слышимый шум мотора, потом силуэт самолета, попавшего а яркую полосу прожектора, и, наконец, «американец» спускается на землю. Толпа отбрасывает в сторону шеренгу полицейских, ломает забор и на руках уносит «молодого безумца» в автомобиль.
Так первый раз маленький одноместный самолет «Дух С. Луи» в 34 часа покрыл свыше 4.000 верст над волнами Атлантического океана.
Успех Линдберга и гибель Нанжессера и Коли - не последняя победа и не последняя жертва за истекший год упорной борьбы человека с воздушными пространствами Атлантического океана.
Вслед за Нанжессером и Коли погибли в океане французы Сен Ромен и Мунейр, англичанин Роджерс, еще англичанин Минчин с двумя спутниками и др.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К столетию со дня рождения Чернышевского
Лаборатория движения