В мире науки и техники

М Г| опубликовано в номере №105, июль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Лаборатория движения

Редкий из читателей не видал на экране движущиеся фигурки Братишкина, Тип - Топа, Мурзилки. Редкий не забавлялся смешными движениями фигурки, убегающей от собаки, влезающей на стул в кабинете Луначарского, важно восседающей в 1 ряду на съезде Советов. Но, едва ли многие знают о том, как делается мультипликационная фильма, о том, как в кино заставляют двигаться фигурку или куклу. При обычной съемке оператор вертит ручку кино - аппарата, и светочувствительная пленка ловит и разлагает на мельчайшие части движения играющего перед объективом актера. Попробуйте взять пленку. Вы увидите, что для того, чтобы на экране показать только один шаг, на ней запечатлеваются от десяти до пятнадцати маленьких отдельных снимков. В дальнейшем при проекции на экран эти снимки (от быстроты движения) сливаются, и зритель ВИДИТ движущуюся фигуру человека.

Совсем обратное мы наблюдаем при съемке мультипликационной. Здесь кино - аппарату приходится не разлагать, а собирать движение. Мультипликация бывает двух родов: объемная, если художник работает с куклой, и плоскостная, если он снимает рисунок. При объемной мультипликации употребляется кукла, изготовленная из папье-маше, тряпок и ваты, внутри которой находится металлический костяк (см. фото № 2), Суставы этого костяка соединяются шарнирами, при чем каждое движение закрепляется особыми крючками. Снимающий располагает куклу на фоне декорации и закрепляет ее в первой позиции, оператор производит первый снимок. Дальше художник последовательно меняет положение корпуса куклы и, таким образом, на пленке получается ряд движений, изображающих шаг куклы, бег и т. д. Таким образом при проекции на экране кукла будет ходить, разговаривать, махать руками и т. д. Плоскостная мультипликация работает с рисунка. Здесь художник рисует ряд фигурок с последовательным движением. Затем фигурки эти в последовательном порядке кладутся на нарисованную уже декорацию. Каждую фигурку (каждый кадр) снимают киноаппаратом отдельно. Много сложнее работа - над картиной, где одновременно работают фигурка или рисунок и живая фигура. Самый простейший способ съемки такой мультипликационной фильмы следующий: натура снимается отдельно и затем уже проекционным аппаратом переносится на специально приготовленное матовое стекло (см. фото № 3). Рисунки накладываются в том же порядке на стекло, как на рисунок декорации. Каждому кадру натуры соответствует новая фигурка. Таким образом, достигается впечатление, что и натура и рисунок снимались вместе. Тогда зритель видит, как оживленно беседует Луначарский с Тип - Топом, как Братишки проскальзывает между сапог входящего в избу - читальню крестьянина и т. д., и т. д.

В Америке, где мультипликация существует чрезвычайно давно и завоевала любовь зрителя, мультипликаторы перешли на единый типаж. Это облегчает как работу мультипликатора, так и возможность сжиться с фигуркой - героем, создавать разнообразие его движений и т. д., и т. д.

У нас уже существует более или менее часто встречающийся типаж. Из них наиболее популярен Братишкин, Тип - Топ Черный.

В самое последнее время художник Иванов работает над созданием нового типажа Тип - Топа Белого.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Великий боец-революционер

К столетию со дня рождения Чернышевского