Вслед за Линдбергом через океан перелетели Чемберлен, Берд и в апреле этого года на одномоторном металлическом самолете Юнкерса «Бремен» немецкий летчик Кэль, в 37 часов прошедший 3.500 километров при сильном встречном ветре.
Все эти победы и жертвы - только начало. Все это - только первая страница воздушного завоевания Атлантического океана, создания над ним регулярного воздушного пассажирского пути.
И уже приоткрывается вторая страница завоевания Атлантики. В конце этого лета французы подготовляют новый перелет через океан в направлении Париж - Нью-Йорк. Для этого готовятся лучшие самолеты, но об этом стараются как можно меньше говорить, суеверно боясь накликать неудачу. А в это же время в Америке разрабатываются строительные чертежи «воздушных вокзалов» на волнах Атлантического океана, которые должны сделать путь «Европа - Америка» почти безопасным.
Этот авиационный год проходит в бешеной подготовке всех крупнейших капиталистических государств к трансокеанским перелетам, в неприкрытой конкуренции между ними, в ярко выраженном стремлений обогнать своих «друзей» и соседей в новый победах на новом пути «Америка - Атлантика - Европа»
Есть еще один путь между Европой и Америкой. Так же, как пер - вый, он с давних пор привлекает к себе внимание смелых исследователей. И история его завоевания, как и вообще всякого завоевания, знает много тяжелых неудач, и ряд блестящих, исключительных по выдержке и смелости побед. Это - мировой путь «Европа - Северный полюс - Америка, путь о котором сейчас говорит весь мир, следящий за розысками неудавшейся экспедиции генерала Нобиле.
«Италия» Нобиле - не первая попытка проложить этот путь. Задолго до нее географы поняли всю заманчивость кратчайшего пути между Европой и Америкой через Северный полюс, и история знает целый ряд попыток морского завоевания Арктической области.
Началось это давно, в начале прошлого столетия, когда в 1827 году английское адмиралтейство отправило первую экспедицию на Северный полюс. После нее идет целая вереница их в 1853 г., 1871 г., 1875 г., 1881 г. 1893 г. и 1899 г. Многие из них кончились сравнительно благополучно, не достигнув, правда, намеченной цели, но большинство пережило весь ужас ледяной пустыни, голода, холода, цинги и пожирания трупов умерших товарищей.
В результате всех смертей и неудач стало до очевидности ясно, что Полярный океан - недоступная область для морских судов, тем более, что о громадной части этой области в 2,5 миллиона квадратных километров (равной, примерно, 1/4 площади Европы) наши ученые не имеют никакого представления. Они не знают даже, что там - вода или суша.
Ясно, что единственный возможный путь через Арктику лежит по воздуху.
Первая воздушная атака на Северный полюс была предпринята в 1897 г. 11 июня этого года шведский инженер Андре с двумя спутниками вылетел на неуправляемом аэростате со Шпицбергена, надеясь с помощью ветра перенестись через ледяные просторы полярного океана. Как и следовало ожидать - он улетел и не вернулся.
Следующей воздушной атакой на полюс был полет известного полярного исследователя норвежца Роальд Амундсена в 1925 г. Его двухмоторный гидросамолет «Дорнье - Валь» не справился тогда с этой задачей: не достигнув полюса, Амундсен вынужден был вернуться обратно, терпя огромные затруднения.
Первая удача по перелету через Северный полюс выпала на долю американца Ричарда Берда, который в 1926 году совершил перелет от Кингебал на Шпицбергене до Северного полюса и обратно.
Через 3 дня после этого перелета дирижабль Нобиле «Норвегия», имея на своем борту Умберто Нобиле, Амундсена и американца - миллионера Эльсворта, совершает блестящий, первый в истории авиации, перелет «Европа - Америка» от Шпицбергена до мыса Барроу на Аляске.
Второй блестящий перелет по этому новому пути, но уже на самолете, принадлежит американцу Вилькинсу, который 15 апреля этого года с исключительной выдержкой и смелостью прошел над Полярным океаном 3.500 километров за 20 часов 30 минут.
Вслед за ним вылетает по этому же пути Нобиле на дирижабле «Италия». Первый майский рейс «Италии» закончился благополучно, но без ощутимых результатов: достигнув Северного полюса, Нобиле не удалось увидеть его - все было покрыто белой пеленой тумана.
Второй рейс Нобиле, начатый 22 мая, закончился неудачей. «Италия» достигла полюса в ночь на 23 мая, продержалась над ним около часа и направилась обратно к своей базе. Последнее сообщение от Нобиле по радио было получено его плавучей базой «Читта - ди - Милано» в ночь на 25. В это время дирижабль находился в 185 километрах к северу от Шпицбергена. После этого связь с дирижаблем была потеряна. О катастрофе «Италии» и дальнейшей судьбе ее участников всем подробно известно из газет.
Какой же вывод отсюда? Заграница настойчиво прокладывает свою новую мировую воздушную линию через Северный полюс. Она мечтает иметь самый кратчайший путь из Европы в Америку через никому неведомые страны. На всем ее пути - мертвые льды, ни единой площадки, ни малейшей возможности благополучно опуститься, починить самолет, пополнить запасы горючего.
Заграница проектирует свою линию через ледяную пустыню.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К столетию со дня рождения Чернышевского