Это, конечно, было для нас самое памятное событие за все время.
Мечта 1974 – 1975 годов – услышать первый тепловозный гудок на трассе – сбылась.
Услышали!
Месяц бригада работала на укладке пути. Участок Усть-Кут – Звездный, или, если называть станции Байкало-Амурской магистрали, Лена – Таюра, – 64 километра. Из них наших – 7,5 километра. А вся дорога, как известно, – 3145 километров.
Последние метры первого перегона БАМа мы укладывали в канун пуска первого поезда. Ночью наша бригада перешла Таюру. На подходах к Таюрскому мосту был установлен рекорд: 1400 метров прошли за четыре часа.
Заключительное звено на отметке 64 километра уложила при свете фар в 20 часов 30 минут бригада Ивана Тищенко. А честь забить традиционный «серебряный костыль» была предоставлена Виктору Лакомову.
С января 1976-го мы снова рубили просеку. До марта. А потом – опять укладка пути. Впереди были станции Ния, Киренга, Улькан...
На XXV съезде Коммунистической партии Советского Союза от имени строителей Западного участка БАМа выступил делегат съезда Леонид Казаков, бригадир монтажников-бетонщиков строительно-монтажного поезда № 266.
«Тысячи и тысячи комсомольских судеб неразрывно срослись сегодня с трудовой биографией Байкало-Амурской магистрали...
Мы, бамовцы, отлично понимаем, как необходима эта трасса Родине, народу. Мы понимаем, что в предельно короткие сроки ее можно построить, только применяя самые передовые методы работы, самую прогрессивную технологию...
Мы в Сибири не гости, а хозяева. И работать хотим именно по-хозяйски, думая не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне...»
Все верно. Хорошо сказал Леня...
По итогам 1976 года комсомольско-молодежной бригаде строительно-монтажного поезда № 391 (бригадир В. И. Лакомов, групкомсорг В. И. Аксенов) вручено переходящее знамя ЦК ВЛКСМ «Герои пятилеток, ветераны труда – лучшему комсомольско-молодежному коллективу».
Просека – трудно, конечно. Но не было для нашей бригады времени тяжелее, чем последние месяцы 76-го. После октябрьских праздников предстояло уложить большой участок пути. «Нормальная» температура – 35 – 45 градусов мороза. А нередко и за 50. В поселке актируют дни, а мы работаем.
Звенья рельсов подавали из Усть-Кута, больше чем за сто километров. До вечера уложим – через несколько часов подают новые. Как подали – мы идем. Днем ли, ночью ли. В вагончике жили, в вагончике спали. Печка одна, а нас 20 – 22 человека. Просушиться негде. Возле печки жарко, а лед на полу не тает. Вышел из вагончика – одежда на тебе промерзает, прямо как доспехи рыцарские становится.
Выдержали. Не было в бригаде ни ссор, ни нытья.
14 августа 1977 года первый поезд пришел на станцию Киренга (поселок Магистральный). Это 169-й километр трассы.
Три года мы прожили в Звездном, а теперь стали жителями Магистрального. Переезд – и интересно и трудно. В Звездном мы всех знали, и нас все знали. А сюда переехали – совсем другое положение. Можно иной раз в разговоре услышать: «Ты здесь без года неделю...» Они правы по-своему. Живут, обустраиваются в Магистральном, воюют с трудностями вот уже скоро четыре года, с тех пор, как 2 июня 1974 года вертолеты доставили в палаточный городок на берегу таежной речки Окукихты бойцов иркутского ударного отряда. Им здесь каждая тропка знакома, к каждому дому своя рука приложена. Как у нас было в Звездном...
Начинаешь сравнивать – находишь и общее и различия. В Звездном, например, свободное время лучше организовано. Клуб хороший. В Магистральном тесноват клуб, летом, когда набивается народ, душно, в выходные дни мест не хватает.
Народный театр «Молодая гвардия» в Звездном – очень интересно! Руководит им Анатолий Байков. Смотрел у них «Город на заре» Арбузова, «Молодая гвардия» Фадеева. Понравилось. Бригада Александра Бондаря (он из отряда имени ХУЛ съезда, командир украинской делегации) поставила «Заседание парткома» Гельмана. Они должны были приехать в Магистральный в пятницу. Мы дружно пришли посмотреть этот спектакль. Проходит час, наших артистов нет. Потом звонят, что сидят в автодрезине на Ние, перегон занят, будут к 12 часам ночи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Время для мастеров. Беседуют Степан Иванович Мороз, заслуженный строитель РСФСР, и Алексей Мороз, каменщик.