Прохожие

Дмитрий Казнин|12 Апреля 2011, 15:52| опубликовано в номере №1758.1, апрель 2011
  • В закладки
  • Вставить в блог

Истории натурщиков

Перов В. Г., «Утопленница», 1867 г.

Почему никто не напишет историю безымянных героев, историю натурщиков, которые позировали великим художникам? А ведь имя им – легион. На каждой картине есть кто‑то, чьего имени мы никогда не узнаем, но кто навсегда останется в истории искусства под именем царя, героя, библейского персонажа, собирающей виноград красавицы. Эти люди проживали иногда короткие, а иногда долгие, но, как правило, совершенно неприметные жизни, хотя бывали и богами, и героями, и негодяями. Вот лишь несколько таких историй. 

История первая

Василий Григорьевич Перов долго не мог найти натурщика для «коренного». Ходил по улицам, вглядывался в лица, разглядывал нищих и бездомных.

И однажды увидел Васеньку.

Мальчик шёл с тётушкой, плохо одетый, с котомкой, скромный и светлый.

— Куда идёте?

— Паломниками, барин, в Троице-Сергиеву лавру.

Долго упрашивал Василий Григорьевич тётушку разрешить ему нарисовать Васеньку. Не соглашалась женщина, так как грех, ни к чему хорошему не приведёт это. Но он уговорил в конце концов...

Одним из признаков выдающейся работы тогда служило купит ли её Третьяков или нет, заинтересуется ли, вопреки мнению Синода, общественности, других художников, или пропустит мимо. Эту картину, с Васенькой, Третьяков купил.

А через несколько лет возникла на пороге дома Василия Григорьевича старуха. Сначала он не узнал в ней тётушку того мальчишки, натурщика.

Умер Васенька, как она и боялась, вскоре после паломничества. Женщина просила, умоляла художника отдать или продать ей портрет.

Василий Григорьевич отвёл её к Третьякову, показал картину, объяснил, что она ему больше не принадлежит. Тётушка упала на колени и простояла так перед Васенькой до сумерек. Несколько раз тихо входили в комнату Василий Григорьевич и Третьяков, а она всё стояла, плакала и молилась.

Перов В. Г., «Тройка», 1866 г.

Не зная, как ей помочь, художник в конце концов написал этюд Васеньки и подарил женщине. Она была счастлива и потом ещё долго слала Василию Григорьевичу письма. Рассказывала, что поставила этюд в красный угол, к иконам, и молится на него.

А Васенька остался для всех нас на картине «Тройка». В тряпье, надрываясь, тащит с братом и сестрой заледеневшую бочку с водой, волочит через советские учебники, через сочинения о нелёгкой судьбе простого народа в творчестве русских художников; скользит бочка, поскрипывая, прямиком в красный угол, где тётушка стоит на коленях, и ей очень хочется пить.

История вторая

Как‑то раз в поисках мёртвой натуры Перов зашёл в морг, и ему показали женщину, в которой художник узнал знакомую проститутку Фанни.

Когда он жил в доме у Васильева, Фанни ходила к ним в мастерские натурщицей, позировала.

— А что вы с меня рисуете такое? — спрашивала. Когда узнала что, впала в истерику. — Как, как я, падшая, да Божью Матерь изображать буду!?

Убежала. А потом долго болела — тогда проститутки жили тяжело, многие с туберкулёзом, вот и Фанни не была исключением, лечиться не лечилась, в один день пошла у неё горлом кровь, и Фанни умерла.

Перов написал с неё, мёртвой, «Утопленницу».

А скольких проституток писали другие художники, так даже их прозвищ история не сохранила. Вот и пойди разберись, с кого писана эта библейская героиня, и эта сказочная царица, и эта греческая богиня, или вон та кубическая женщина. А с кого писаны многочисленные «незнакомки»? Только слухи и предположения, да несколько рублей гонорара в холодные руки, чтобы накормить детей, выпить вина, купить дешёвое платье на воскресный день. А Фанни в истории искусства осталась.

Строго лежит белая женщина в чёрном на берегу Москвы-реки. Сидит рядом равнодушный городовой, курит в пустоту. Не подозревает, что перед ним тихо лежит Божья Матерь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о красавицах пушкинской эпохи вдохновлявших  великих поэтов и живописцев¸ которые, в свою очередь, увековечивали их в своих полотнах и произведениях, о закрытой полицией первой выставке французского художника Амедео Модильяни, о создателе фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного и мирового киноискусства, режиссере Алексее Германе, о прекрасной поэтессе Веронике Тушновой, о таинственном дневнике Михаила Михайловича Пришвина, новый детектив Ларисы Королевой «Шоу толстушек» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Школа, good bye! Здравствуй, school!

Практические советы школьнику (и его родителям) за рубежом

Филfuck

Есть ли жизнь после филфака?

Рынок образовательных услуг

Проект закона «Об образовании» вреден для будущего России