Повесть о талантливом человеке

Михаил Фонотов| опубликовано в номере №1344, май 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Андрей издали кивает, снимает с ладони рукавицу. Я знаю, тут с ним не поговорить. Шумно. Да и некогда ему.

– Только тут тебя и можно найти! – кричу ему.

– Прошу извинить, никак не мог. То сменщик руку поранил, пришлось оставаться. То заготовки дали поздно – как уйти? Да и сегодня только что привезли.

Красно-бурые заготовки лежали рядом. На крюке подъемника, цепляя по три штуки, Андрей поднимал их на рольганг, толкал дальше.

– Часа на два хватит! – крикнул он и включил первый станок.

И пошла, пошла «карусель». Заготовка повисла в воздухе, точно села в гнездо, пневмозажимы, выдохнув струю воздуха, зафиксировали ее. Медленно движется круг «карусели», гудят круглые фрезы, осыпается стружка. Тут больше делать нечего. Андрей идет к другому станку. Выдох зажимов, заготовка в воздухе. Придерживая рукой, Андрей толкает ее к третьему станку. И возвращается к первому, как раз в тот миг, когда надо снять обточенную деталь. Снимает. Наклоняется ко мне и, протянув руку к гудящим станкам, улыбается:

– Все очень просто.

Подходит парень, работающий рядом, берет из тумбочки чайник, жадно глотает чай. Лоб его в поту. А Андрей – ничего. Будто в самом деле легко и свободно повторяет заученные упражнения. То взглянет на меня, то подойдет, чтобы сказать фразу и уйти.

Не все тут у него, как прежде, – третьей «карусели» нет.

– Я ее отдал, – успевает он ответить и продолжает через минуту, заменив заготовку:

– Не нужна она. Долго доказывал, доказал, наконец.

Станок отдал, станок взял. Сверлильный. А остальное все, как было.

После смены Андрей приехал ко мне в редакцию. Сел напротив.

– Ну, давай говорить.

В неизменном свитере. Вихрастый. Непринужденный. Говорить с ним легко.

Я хочу представить себе его утро. Вот он проснулся в пять часов, наскоро позавтракал...

– На завод еду первым троллейбусом. Утром надо обязательно часок у станков повозиться. Иначе нельзя. Я говорил, люди остаются за меня, и у них выработка низкая. Почему? Станки отказывают. Вдруг вал полетел. Вдруг шестерня сломалась. А то брак пошел. Я станки настраиваю с утра. И всю смену одно знай – снимать да ставить. Ты же видел, я ничего не измеряю. Потому что уверен – все точно, брака нет.

Просто? Вроде просто. Тогда скажу тебе еще: станки надо слушать. Этому я у Сергея Петровича учился. Он, бывало, придет вялый, вижу – хворает, все молчит. И вдруг, как проснется: выключай станок. Чего, Петрович, все же нормально? Выключай, тебе говорят, пока не поздно. Выключаю. Чего теперь? Левая фреза – зуб полетел. Снимаю фрезу, точно, зуба нет. Удивлял он меня. Потом и сам научился слушать станки. Чуть другая музыка – стоп. Не пожалей десять минут, а то потеряешь два часа. Так-то. А станки – у них одна скорость. Их, как лошадь, не подстегнешь.

– Андрей, а не устал?

– От чего? От работы? Душ принял после смены – и хоть снова становись за станки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Есть только миг

Несколько картинок из творческой жизни композитора Александра Зацепина