Если разговор идет о послереволюционной Кубе, то часто приходится употреблять слово «впервые»...
Семь с лишним лет назад в Гаване впервые в Латинской Америке был создан Высший институт искусств. Первого сентября 1975 года сотни юношей и девушек заполнили помещения бывшего клуба любителей игры в гольф, где прежде в тени пальм местные миллионеры проводили часы сиесты. Здесь, в живописном столичном районе Атабей, талантливая молодежь стала заниматься музыкой, балетом, живописью, театральным искусством. Организация работы института оказалась весьма сложным делом, и поэтому руководители Министерства культуры Кубы обратились к организациям Советского Союза с просьбой поделиться опытом в области культурного строительства.
Вскоре в Гавану выехала большая группа советских специалистов, которую возглавил московский художник Олег Ардемасов. В нее вошли теоретик музыки из Литвы Йозас Антанавичюс, киевский скрипач, лауреат международных конкурсов Анатолий Мельников, виолончелист из Горького Анатолий Лукьяненко, преподаватель живописи из Москвы Рафаил Диденко, актер московского Малого театра Владимир Пешкин. Когда группа возвратилась на Родину, на смену ей приехали другие советские деятели искусств – балетмейстеры, художники, музыканты. Позади годы напряженной работы: в стенах института прочитаны сотни лекций, организованы десятки семинаров в училищах острова, для кубинского. радио составлены целые циклы музыкальных программ.
И как приятно сейчас получать письма от своих бывших учеников, как радостно узнавать об их успехах и видеть в них частицу и своего труда! Одно письмо привез и я. ...Буквально в считанные дни имя Жаклин Магги, скромной оформительницы из издательства «Учебная книга», стало известно всей Кубе. За серию офортов «Полевой дневник Хосе Марти» ей была присуждена главная премия первого Всекубинского конкурса художественной миниатюры. В нем участвовало около пятисот человек, было представлено более тысячи интересных работ.
Прочитав в гаванской «вечерке» – газете «Трибуна» – сообщение о результатах конкурса и интервью победителей, я обратил внимание на то, что Жаклин Магги в числе своих учителей и преподавателей назвала имя советского художника. Позвонил в издательство, где работала Жаклин, и когда она узнала, что я из Советского Союза, то сразу же сказала:
– Вы не смогли бы передать конкурсные работы моему учителю графики – советскому художнику Олегу Ивановичу Ардемасову?
Я охотно согласился и уже на следующий день поднимался по мраморным ступенькам лестницы одного из пятиэтажных домов в Ведадо – гаванском районе, о котором полвека назад в стихотворении «Блэк энд Уайт» упоминал Маяковский.
Позвонил. Дверь открыла молодая, худенькая, высокая женщина.
– Вы Жаклин?
– Да, – ответила она, улыбнувшись
– Проходите, пожалуйста, на балкон, там попрохладнее. Познакомьтесь, это мой муж – Хайме Сарусскй, писатель.
С балкона открывался почему-то не очень кубинский, без привычных пальм, вид. Скалистая отвесная стена оврага напротив дома вызывала сравнение с нашим Крымом. Я поделился своим наблюдением с Хайме, но он возразил:
– И тем не менее дом, в котором вы сейчас находитесь, один из самых «кубинских» и самых дорогих для нас в Гаване.
И Хайме Сарусскй рассказал мне историю этого дома, построенного в начале пятидесятых годов:
– Как раз из квартиры, расположенной напротив нашей, утром 13 марта 1957 года группа революционных студентов выехала на штурм президентского дворца Батисты. Ребята по одному вышли из подъезда и сели в грузовик, который ждал их в гараже в подвале дома. Имена героев, маршрут движения машины сейчас знает каждый кубинский школьник, а тогда... Почти все студенты погибли при штурме, в упор расстрелянные наемниками диктатора. А было им всего по двадцать лет.
Поколением столетия называют на Кубе всех, кто вместе с Фиделем Кастро в год столетия со дня рождения Хосе Марти, в 1953 году, начал вооруженную борьбу за новую Кубу.
Я подумал, что есть какой-то символический смысл в том, что столько талантливых работ Жаклин создала именно в доме с таким прошлым. Революцией и искусством проникнута вся его атмосфера. До того, как в этой квартире поселился Хайме, в ней жил известный кубинский художник Мариано Родри-гес. Покидая квартиру, он оставил новому хозяину в виде «талисмана» одну из своих картин. Кто знает, может быть, она тоже помогла Жаклин в ее работе над образом Хосе Марти.
Я внимательно рассматриваю миниатюрные офорты, выполненные в зелено-оливковых тонах – в цвете кубинских пальм, океанской воды и гимнастерок солдат повстанческой армии. С гравюр, сохраняющих точный формат страниц дневника Марти, передающих его почерк, как бы входит в жизнь сегодняшней Кубы человек-философ, поэт, революционер, мечтавший о новой, свободной Кубе. О Кубе без голодных детей, без проституции, без игорных домов, наркотиков...
Рассматривая работы Жаклин – ее иллюстрации к роману Алехо Карпентьева «Арфа и тень», к рассказам Хорхе Онелио Кардосы, возвращаясь к серии «Полевой дневник Хосе Марти», – я ощущал в них своеобразное переплетение реального с фантастическим, которым пронизана вся латиноамериканская культура.
Союз молодых коммунистов – комсомол Кубы создал из представителей творческой молодежи «Бригады имени братьев Саис». Жаклин ведет большую работу в секции живописи бригад: оформляет митинги, выставки. Часто на таких выставках можно увидеть работы самой художницы. И не только на Кубе, недавно она приняла участие в вернисаже кубинских художников-комсомольцев в Мексике и Эфиопии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.