По совести

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1270, апрель 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Разве мало сегодня, отмечали многие выступавшие на уроке, примеров того, как на метрополитене воспитывают кадры, как приобщают молодых, только пришедших из техникумов и ПТУ, ребят к трудовой и общественной деятельности. Они, совсем молодые ребята, и на уроке вели себя активно, интересно, с задором выступали, частенько полемизировали с более опытными товарищами. Как, например, Женя Смирнов, 18-летний паренек, первые месяцы работающий электромонтером. Его особенно задели произнесенные кем-то слова о том, что «большинство нарушений трудовой дисциплины приходится на выпускников ПТУ». Значит, говорили ребята, не все обстоит благополучно с воспитательной работой в базовом училище метрополитена, ибо основной приток молодых кадров именно оттуда.

– Это неверное утверждение, что в ПТУ с нами плохо работали мастера и воспитатели, – буквально стеной встал на защиту чести родного училища Женя. – Если мы еще в чем-то и проявляем свою недисциплинированность, то.это качество не приобретенное, а скорее возрастное.

И Женя с большой искренностью и любовью рассказал о мастере Любови Александровне Ивановой, которую все ребята звали «вторая мама». Она могла быть и строгой, и ласковой, и постоянно прививала своим питомцам мысль о том, что метрополитеновец – профессия особая, требующая не только хороших знаний, но и внутренней культуры и самодисциплины.

Вот так, без раскачки и длинных предисловий участники урока подошли к одному из самых больных вопросов: почему же все-таки слабо приживаются и адаптируются в коллективе выпускники ПТУ?

Аркадий Лебедев, зам. секретаря комитета ВЛКСМ. У нас, как, наверное, и на других предприятиях, существует серьезная проблема: ребята, проработав по специальности год, призываются в армию и, как правило, после службы на прежнее место работы не возвращаются. Почему? Давайте об этом задумаемся.

Взоры участников урока обращаются к самым молодым метрополитеновцам. Они сидят своей, тесной группкой, внимательно слушают старших товарищей. Снова встает Женя Смирнов:

– Нам по окончании училища присваивают 4-й, иногда 5-й разряд электромонтера. Ясно, что поначалу мы для коллектива «сырой материал». Теории у нас в голове сколько хочешь, а практического умения в руках не хватает. Потому нас все время на разные работы, не связанные с нашей специальностью, и отвлекают: пойди туда-то, принеси то-то. Короче, больше на подхвате, чем при деле...

Вячеслав Ларюшкин, бригадир того участка, где работает Смирнов. К сожалению, Женя прав: у нас часто случается такая беготня. Сегодня надо кого-то на овощную базу послать, завтра на завод за материалами, послезавтра еще что-нибудь... Оборачивается это часто тем, что молодому рабочему становится неинтересно работать. Вот он и начинает поначалу дисциплину нарушать, а потом и вовсе ищет другую, более интересную для себя работу. Только хочу сказать, что все это к Жене не относится – он трудолюбивый, сознательный работник.

Аркадий Лебедев. В комитете комсомола мы постоянно ведем сводку нарушений трудовой дисциплины и должны констатировать, что из каждых трех нарушений два приходятся на комсомольца или на молодого рабочего не старше 23 лет, а это, как правило, выпускники ПТУ. Именно им как раз и не хватает той самой сознательности, которая сдерживает человека, дисциплинирует его...

Н. В. Гаранин. А мне кажется, ребята, что причины «неприживаемости» выпускников не только в том, что их куда-то все время отвлекают. Делается это, как правило, в случаях крайней производственной необходимости. Я вот членов комитета комсомола хочу спросить: что хорошего сделала комсомольская организация для тех ребят, которые уходят в армию? Хоть раз проводы торжественные, чтоб запомнились на все время службы, устроили? Или торжественную встречу уже отслужившим?

Сергей Романов, секретарь комитета ВЛКСМ. Упрек ваш справедлив, Николай Васильевич, этот участок работы с молодыми мы пока недооцениваем. Будем после этого урока сообща думать, как исправить такое положение. Но я хотел бы еще сказать, что дисциплина молодых рабочих зависит в первую очередь от микроклимата коллектива, создаваемого всей совокупностью отношений.

Здесь прервем выступление Сергея Романова, чтобы подкрепить его слова мнением самих участников урока. Накануне им была роздана анкета нашего журнала, один из вопросов которой как раз и касался «влияния отношений в коллективе на дисциплину».

Ответы на этот вопрос были единодушны: дисциплина на целый порядок выше обычной в том коллективе, где сами рабочие удовлетворены отношениями между собой и с администрацией. (Заметим, кстати, что сегодня, как считают социологи, именно в этой удовлетворенности надо искать немаловажный источник повышения производительности труда, улучшения качества продукции.)

Вот такой дисциплиной, основанной на доверии и дружбе всех членов, славится на метрополитене комсомольско-молодежный участок Вячеслава Ларюшкина. Не случайно этот участок в течение нескольких кварталов подряд показывает лучшие в сравнении с другими комсомольско-молодежными сменами результаты в соревновании под девизом «100-процентному графику движения поездов – рабочую гарантию».

О себе и о своих жизненных планах ребята на уроке не говорили, но я узнал об этом позже, когда пошел к ним на участок, чтобы поближе познакомиться с их работой и с ними самими.

Встретили меня приветливо, обстоятельно показали свое сложное подземное хозяйство – располагается оно как раз под перроном станции «Ломоносовская». Для человека, который, подобно мне, впервые спускается низке того уровня, на котором идут поезда метро, здесь все удивительно. Ибо если мы привыкли говорить, что метро – это подземный город, то немногие знают, что сердце его, так сказать, двигательные установки располагаются как раз под теми перронами, по которым мы так спокойно и порой безучастно ходим или стоим в ожидании электрички.

Здесь настоящее царство полупроводниковой автоматики, которая требует от механиков, как пояснил бригадир, широкого, инженерного мышления и глубоких знаний. Ведь чтобы определить неисправность какого-либо прибора или причину

задержки сигнала светофора, ему отпускаются считанные секунды. Именно секунды, иначе они обернутся минутами простоя поездов, а это ЧП, страшнее которого в метро не бывает.

На Ленинском уроке комсомольцы этого участка выступали чаще других, и потому познакомимся с ними поближе. Их восемь человек: шесть электромехаников и два монтера – уже знакомый нам Женя Смирнов и Наташа Лебедева, которая на уроке не присутствовала, так как только что стала мамой.

Самый опытный из электромехаников – Вацлав Матулис. Всего семь минут вместо отпущенных по норме сорока понадобилось ему, чтобы сначала определить, а потом и устранить серьезное повреждение переключателя стрелочного привода. Просто интуиция на всякие неполадки у человека!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены