По совести

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1270, апрель 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Александр Санжак – молодой специалист, пришедший в бригаду год назад, окончив институт железнодорожного транспорта. Ему недавно предлагали инженерную должность в дирекции – отказался, потому что только здесь, на участке, нашел прекрасную возможность заниматься рационализаторской работой. Заместитель секретаря бюро ВЛКСМ службы и наставник Жени Смирнова.

Владимир Соскин – веселый, добродушный парень, заканчивает в этом году институт. Недавно стал коммунистом и первое свое партийное поручение связал с работой в комсомоле: является членом штаба «КП» службы.

А самый главный на участке человек – бригадир Вячеслав Ларюшкин. Хотя он всего на несколько лет старше своих ребят, обращаются к нему только по имени-отчеству. И не потому, что чтят служебную субординацию, нет. Просто уважают его за энергию, увлеченность и эрудицию. За умение сплотить коллектив в единое целое, создать тот самый благоприятный микроклимат, о котором заговорил на уроке Сергей Романов и в котором действия и поступки одного человека всегда оказываются полезны и ему самому и его товарищам.

Урок продолжается. Снова к его участникам обращается Александр Никитич Панов.

– Я человек уже пожилой, много на своем веку поработал и потому хорошо знаю, что такое и производственная и комсомольская дисциплина.

Раньше производственная дисциплина поддерживалась страхом рабочих перед предпринимателем. Российские буржуи насаждали унизительное, холуйское повиновение.

Сегодня мы боремся за сознательную дисциплину рабочих. Я помню, Ленин в своей речи на III съезде РКСМ много раз употреблял это слово – «дисциплина» «...Требует от тебя железной дисциплины...», «...для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине...», «...с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде», «...заменив... сознательной дисциплиной...». Обратите внимание, Владимир Ильич настоятельно рекомендует комсомольцам вырабатывать в себе именно такую дисциплину, которая бы стала для каждого человека внутренне осознанным побуждением искоренять в себе вредные привычки, ценить свое и чужое время.

Свое и чужое время... Для них, молодых работников метрополитена, эти понятия особенно важны, ибо «чужое» время здесь – это время многих миллионов пассажиров, которые пользуются услугами метро, «свое» же время – это время, отпущенное им на то, чтобы безукоризненно четко обеспечить график движения поездов. И они, надо отдать им должное, научились ценить и то и другое.

Потому на уроке и шел больше разговор не о прогульщиках и лентяях, которых тут единицы, а о дисциплине с точки зрения самой высокой, пока еще не достигнутой организации труда.

В этот момент урока Николай Васильевич Гаранин взял том Сочинений В. И. Ленина и процитировал отчеркнутое красным карандашом:

«Дело в поддержке веек и всяческих ростков нового, из которых жизнь отберет самые жизнеспособные...»

– Давайте поговорим об этом ленинском тезисе. Одним из таких «ростков нового» у нас в службе стало внедрение бригадного метода обслуживания устройств. Но почему-то пока очень немногие смены и участки перешли на этот метод...

Слава Соловьев, электромеханик 2-й дистанции пути. На техобслуживание устройств нам дается три ночных часа. Остальное время – на оперативное дежурство. Раньше мы с напарником, чтобы успеть за три часа осмотреть свои приборы, должны были все дневное время тратить на подготовку инструмента, проверку схем, монтажа. Крутились, как-белка в колесе: знали, что за нас никто эту работу не сделает. Теперь, перейдя на бригадный метод обслуживания, я готовлю, фронт работ для сменщика, он – для меня. При этом я даю ему свою гарантию точной работы, он мне – свою:

Н.В.Гаранин. Значит, и ответственность делите пополам?

Слава Соловьев. Почему «пополам»? Теперь вся ответственность на нашей сознательности и совести покоится...

Александр Логунов, старший инженер отдела труда. А самое главное – бригадой легче решать любые производственные задачи, потому что у каждого работника значительно повысилась производительность труда. Но хочу обратить ваше внимание, что у Ленина сказано: «Дело в поддержке всех и всяческих ростков нового...» Понимаете: в поддержке! А у нас бригадный метод почему-то застрял на полпути к иным сменам. Хотя преимущества его видны всем: и администрации – с кадрами трудно, а метод позволяет обслуживать устройства меньшим числом рабочих, и самим рабочим – у тех, кто уже работает по-новому, высвободились и вечерние часы, и выходные дни. Почему же не видно вашей, комсомольской поддержки нового метода?

Участники урока, до того проходившего в спокойной, деловой атмосфере, зашумели. Упрек показался ребятам незаслуженным, стали говорить о роли администрации, которая-де сама затягивает переход всех служб на бригадный метод, не создает для этого перехода соответствующих условий. Правда, вскоре, немного поостыв, комсомольцы приняли критику и в свой адрес.

Разговор о бригадном методе, основанном на гарантийном обслуживании устройств, и вытекающей из этого личной ответственности каждого неожиданным образом продолжил Володя Соскин:

– Выписал я недавно одну поразившую меня мысль В. И. Ленина: «...Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд».

Мы говорили об этом с ребятами. Сейчас, с позиций приобретенного уже опыта работы по созданию коллектива, эта мысль нам особенно близка и понятна. И потому мы решили на нашем Ленинском уроке обратиться ко всем комсомольцам метрополитена с призывом жить, трудиться и учиться под девизом «Каждый отвечает за коллектив, и коллектив отвечает за каждого».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены