По совести

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1270, апрель 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это было одним из сокровенных желаний Владимира Ильича – чтобы каждый советский человек решительно шел на борьбу с беспорядками, проявлял заботу об общем деле, болел за производство, чтобы эта забота стала чертой его характера.

Проявили ли эту черту характера участники Ленинского урока? Проявили, и еще как! Особенно когда речь зашла о работе «Комсомольского прожектора». Начальник его штаба Слава Соловьев, один из активных участников урока, рассказал, что в поле зрения «прожектористов» постоянно находятся и вопросы производственной санитарии, и экономия электроэнергии, и расход материалов.

– А почему мы еще так много теряем рабочего времени – эти вопросы «КП» рассматривает? – спросил его Александр Логунов. – Ведь в прошлом году потери составили только по вашей службе 4460 человеко-дней.

С.Соловьев. Да, мы проводим рейды с целью выяснить причины этих потерь. Оказалось, основная причина – частая заболеваемость рабочих именно тех участков, где условия труда способствуют возникновению гриппозных заболеваний, где плохо поставлена физкультурная и оздоровительная работа.

А.Логунов. И какова же действенность ваших рейдов? Можете ли вы с чистой совестью сказать, что всякий раз добивались устранения выявленных вами недостатков?

С.Соловьев. Нет.

А Логунов. Почему?

С. Соловьев. Я думаю, из-за нехватки опыта работы. И еще потому, что не всегда добиваемся, чтобы руководители службы обратили внимание на наши сигналы. Например, у нас в депо под открытым небом лежат бухты с кабелем, дорогое оборудование. Все это, конечно, постепенно портится. Наши «прожектористы» не раз поднимали вопрос о том, что нужно сделать навес. Но пока руководство службы отмалчивается.

А. Н. Панов. По-моему, друзья, вы просто боитесь администрации. А я вот вспоминаю, как в 30-е годы действовали комсомольцы из отрядов «легкой кавалерии». Чтобы обратить внимание начальника депо на то, что охрана буквально спит, тем самым потворствуя всяким безобразиям, они однажды взяли и угнали паровоз из депо. Вот когда начальство зашевелилось!

Реплика из зала. Но это же хулиганство!

А. Н. Панов. А вот товарищ Орджоникидзе решительно поддержал такие действия комсомольцев, назвав их смелым, эффективным средством борьбы с бюрократизмом некоторых руководителей. Я, конечно, не призываю вас утонять поезда из вашего депо, но думаю, что добиваться ответов на огонь вашей критики вы должны решительнее и смелее.

Подводится итог: «прожектористы» службы должны работать в тесном контакте со штабом «КП» метрополитена, неуклонно добиваться действенности рейдов и проверок, а для этого объединить свои усилия с народными контролерами.

Уже четвертый час идет урок, а выступающие все сменяют и сменяют один другого. Но так или иначе пульс разговора держится на главном – на дисциплине, которую ребята понимают не как свод элементарных требований – «не опаздывай, не ленись, не хулигань», – а гораздо глубже – как уважение к делу рук своих и ответственность за него, как обязанность постоянно думать о качестве своего труда, как творческую инициативу и участие в общественной жизни. Говорилось даже о такой закономерности: чем больше общественных нагрузок и поручений у членов одного коллектива, тем крепче в нем дисциплина труда, тем выше производственные показатели.

И урок в который уже раз обращается к Ленину, который в речи на Ш съезде настоятельно рекомендовал комсомольцам каждый свободный час посвящать общественной работе.

Сегодня на метрополитене активных комсомольцев-общественников большинство. На Ленинском уроке присутствовал Саша Сизов, электромеханик 3-й дистанции пути. На последних выборах ленинградцы оказали ему большое доверие – избрали депутатом Ленгорсовета. А электромонтер Таня Кукушкина стала депутатом районного Совета. Ответственны и многогранны обязанности депутата, но они не мешают Саше по-прежнему выполнять давнее комсомольское поручение – возиться с «трудными» подростками. Вот уж для кого вопрос дисциплины – и на работе, и на улице, и в быту – труднее не придумаешь! И он со всей присущей ему старательностью и добросовестностью вот уже четыре года чуть ли не за ручку ведет по жизни пятерых подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Как-то незаметно получилось, что урок, начавшись разговором об адаптации и труддисциплине выпускников ПТУ, им и заканчивался. Они, еще недавно учащиеся, а сегодня уже самостоятельные рабочие, вовлеченные в орбиту заинтересованного разговора об их судьбе, не дали обойти молчанием очень волновавший их вопрос: почему так долго – 3 – 5 лет – надо дожидаться выпускникам ПТУ повышения разряда? Уходит парень в армию, говорили они, и думает: вернусь на прежнее место – еще несколько лет буду «киснуть» со старым разрядом. Нет, пойду-ка лучше на завод, там текучесть большая, кадры нужнее, авось, выскочу. Ему же высоты, творческого размаха хочется, знания-то позволяют!

И пока урок шумел, обсуждая, законны или незаконны претензии самых молодых рабочих, Н. В. Гаранин сходил в дирекцию и принес оттуда недавно принятое, почти тепленькое, распоряжение начальника Ленметрополитена «об организации курсов для бывших учащихся ПТУ, желающих повысить свою квалификацию до 6-го разряда и стать электромеханиками». С отрывом от производства. И со стипендией в 90 рублей.

«Вот это уже реальная перспектива роста!» – таково было единодушное мнение всех присутствующих.

Коллективный совет с Ильичем заканчивался. Четыре с лишним часа продолжался он, и никто ни разу не вспомнил о перерыве, не высказался в том духе, что, мол, хватив, пора подводить итоги. Даже по тому, как расходились ребята – не сразу, скопом, а постепенно, продолжая и вне зала взвешивать и анализировать состоявшийся разговор, – было видно, что «предмет» урока усвоен ими, и то понятие, которое вкладывал в слово «дисциплина» В. И. Ленин, дошло до них, захватило и уже властвует, живет, пробуждая жажду действия в каждом. Жажду того действия, смысл которого заключается в том, чтобы отныне подходить к своему труду с более высоких – ЛЕНИНСКИХ – мерок требовательности, организованности, дисциплинированности.

Конкретные же предложения, высказанные в ходе Ленинского урока его участниками, легли в сжатой и лаконичной форме в резолюцию:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены