Плач на огненном коне

Ирина Опимах| опубликовано в номере №1743, январь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Во второй половине 1920-х годов врачи обнаружили у Петрова-Водкина туберкулез. Художник  изо всех сил старался избавиться от тяжкого недуга, ездил лечиться  в Крым,  на Кавказ, но все оказалось бесполезно, процесс постепенно принимал угрожающие формы. Но самое страшное -  врачи запретили заниматься живописью, так как больным легким противопоказаны пары масляных красок. И тогда художник вспомнил о другом своем увлечении - о давней любви к литературе. Он пишет замечательную автобиографическую трилогию   «Хвалынск», «Пространство Евклида» и «Самаркандия» и сам ее иллюстрирует  - карандашами.  В этой книге -  воспоминания о детских и юношеских годах,  впечатления о зарубежных поездках, интереснейшие сведения о художественной жизни России начала ХХ века.

Но болезнь все-таки не отпустила, и 15 февраля 1939 года Кузьмы Петрова-Водкина не стало.

А его «Красный конь» по-прежнему «скакал» в Швеции. И только после Второй мировой войны начались переговоры о возвращении этой и других картин Петрова-Водкина на Родину. Директор  музея в Мальме очень не хотел расставаться с русскими картинами и предложил вдове Петрова-Водкина  за полотна мужа крупную сумму, но Мария Федоровна отказалась. Для нее было очень важно вернуть их  в Россию, и они вернулись в 1950  году, прожив на чужбине 36 лет!

Позже Мария Федоровна продала полотна мужа ленинградской собирательнице К.К. Басевич, которая в 1961 году подарила их Третьяковской галерее.

Так благополучно закончилась история Красного коня.

И теперь каждый, придя в Третьяковскую галерею, может увидеть эту удивительную картину и пережить эмоции, подобные тем, что когда-то захлестнули поэта Рюрика Ивнева:

Зрачки расширились, стою в святом волнении

И слышу запах волн, поющих о весне,

И слышу шепот душ, измученных в гореньях

И юноша, твой плач, на огненном коне…

Кузьма Петрова-Водкин «Купание красного коня»

плач на коне

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Написанная кровью

Пабло Пикассо. Картина «Герника»

Революционер и бунтарь

Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Паоло Веронезе

Картина «Пир в доме Левия»

в этой рубрике

Две невестки Петра Великого

Об этих двух женщинах известно очень немного. Пожалуй, лишь то, что одна из них была женой, а вторая – любовницей царевича Алексея.

Авангард, который придумали Русские

В Третьяковке выставили произведения американских художников из России

Владимир Джа Гузман

Советский мальчик стал преподавателем в подпольных кружках йоги, карате и кун-фу, принимал участие в диссидентском движении, а потом уехал на Запад…

в этом номере

Из бумаги и ленточек

Марина Степанищева - «замужем» за самодельными открытками

Часы из дерева

Андрей Мартынюк - отец семейства, который занимается «ерундой»

Елка

Публикация Рафаэля Соколовского