Петь, чтобы сказать…

Микаэл Таривердиев| опубликовано в номере №1196, март 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

...ВДОХНОВЕНИЕ – ЭТО ТАКОЙ ГОСТЬ,

КОТОРЫЙ НЕ ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ЗОВ.

МЕЖДУ ТЕМ РАБОТАТЬ НУЖНО ВСЕГДА, И НАСТОЯЩИЙ ЧЕСТНЫЙ АРТИСТ

НЕ МОЖЕТ СИДЕТЬ, СЛОЖА РУКИ, ПОД ПРЕДЛОГОМ,

ЧТО ОН НЕ РАСПОЛОЖЕН. ЕСЛИ ЖДАТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ

И НЕ ПЫТАТЬСЯ ИДТИ НАВСТРЕЧУ К НЕМУ,

ТО ЛЕГКО ВПАСТЬ В ЛЕНЬ И АПАТИЮ. НУЖНО ТЕРПЕТЬ И ВЕРИТЬ,

И ВДОХНОВЕНИЕ НЕМИНУЕМО ЯВИТСЯ ТОМУ,

КТО СУМЕЛ ПОБЕДИТЬ СВОЕ НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ.

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

 

Лет сто назад только очень состоятельнее люди могли позволить себе окружить свою жизнь музыкой. Ведь для этого как минимум нужно было содержать хотя бы небольшой домашний оркестр. Сегодня благодаря развитию радио и телевидения все люди на земле погружены в мир мелодий. Но эта музыка, разумеется, неравнозначна по своим достоинствам. Значительную ее часть составляет «музыка для всех», которая нередко создается не по законам творчества, а в соответствии с принципами современного массового производства – из стандартных деталей. Берется один блок, в него вклеивается другой, модуляция, выход в мажор, в минор, – и так далее. Произведения же высокого класса отличаются первичностью всех своих компонентов. Первичностью мелодики, гармонии, оркестровки, словом, первичностью мышления.

Все сказанное относится и к исполнительскому творчеству. Многие эстрадные певцы тоже пользуются «стандартными деталями», то есть вторичными эмоциями, которые возникают не как непосредственная реакция человека на то или иное явление, а как имитация того, что уже было слышано когда-то по каналу массовой информации.

Но по-настоящему заинтересовать слушателей артист может только в том случае, если он сумеет подарить им свое – первичное – восприятие мира, а не просто заполнит их слух чем-то привычно приятным. Истинный талант видит каждый предмет в новом свете и показывает его нам в этом неповторимом освещении.

У нас много потенциальных талантов и на профессиональной сцене и на самодеятельной. А вот тех, кто сумел реализовать свой дар, значительно меньше. Почему?

Есть множество форм, в которых тот или иной исполнитель может выразить себя. И среди этого множества возможностей он должен найти одну-единственную, наиболее полно соответствующую его артистической сути. И здесь ему необходим учитель – режиссер и воспитатель. Потому что молодой человек, оглушенный и ослепленный многообразием искусства, зачастую пытается «проявить» себя с помощью тех же средств, что и какой-нибудь популярный исполнитель, его кумир. Но тем самым он отказывается от самого себя, от своей индивидуальности, которая представляет ценность для всех именно потому, что она неповторима... И может случиться так, что мы никогда не узнаем о том оригинальном артисте, который – в возможности – жил в этом молодом человеке.

Воспитатель необходим не только молодым. Как правило, все артисты за редчайшим исключением нуждаются в режиссере. У меня есть некоторый опыт работы в кино, я часто бываю на съемках и не раз видел, как даже очень опытные актеры предлагали на первых репетициях совершенно неприемлемые вещи. И большие умные режиссеры постепенно, слой за слоем, не навязывая актеру ничего чуждого его индивидуальности, начинают снимать все лишнее, надуманное, искусственное. И потом смотришь: основная мысль вроде бы осталась той же, но ее воплощение не имеет ничего общего с тем, что вначале было предложено актером.

Если сложившийся мастер не встретится в какой-либо работе с настоящим режиссером, это может стать для него частной неудачей. Если же на учителя не повезет молодому артисту, это может перечеркнуть всю его судьбу. Поэтому, заботясь о молодых вообще, устраивая для них конкурсы, смотры, фестивали, улучшая условия для занятий, мы – обязательно! – должны быть внимательными к каждому из них в отдельности, должны предвидеть логику развития души молодого человека и помогать этому органичному развитию. Надо, чтобы молодой артист поверил в себя и, прислушиваясь к самому себе, создал бы свою, пусть негромкую, но первичную мелодию.

Последнее время я занимаюсь с молодыми певцами Галиной Бесединой и Сергеем Тараненко.

Меня привлекают в них искренность, непосредственность. Это и сообщает оригинальность их дуэту, стоящему на грани камерной и эстрадной музыки. Как мне кажется, другого такого ансамбля по манере, по стилю у нас нет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены