Перекличка эпох

Ю Нейман| опубликовано в номере №252, декабрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прославленная «Венера Милосская»указывает на разложение древней религии. Венера - не богиня, это просто красивая женщина.

Изображения мелких божеств, картины флоры и фауны - также характерны для эллинистического искусства, разнообразие которого объясняется чрезвычайной пестротой социального состава населения. Единая струя раздроблена. Производственные отношения усложняются.

Четырнадцатый зал. Мир покорился новому владычеству. Тяжелая рука Рима покоится на всем. Но в мире искусства римлянам не дано сказать нового слова. Завоеватели подчинились покоренным. Рим заимствовал греческое искусство, изменив его и переработав.

Величественная, тяжеловесная «Юнона»как бы олицетворяет римское искусство. Интересна «Матрона»Пудидиция: военная суровость римлян отрубила эллинский тип женщины.

Изображения императоров - излюбленная тема ваятелей. Разумеется, ваятелей придворных. Порой эти изображения идеализированы (император Ком - мод). Чаще даны в духе сурового реализма. Таков порочный и жестокий Каракалла, жирный император Вителлий. Запоминается асимметричное лицо Луция Цецилия Юкунда, носящее явные следы вырождения.

У римлян - тяготение к жанру. Но в жанровые мотивы они вносят туповатую надменность победителей. У пленного варвара - низкий, звериный лоб. подчеркивающий его принадлежность к «низшей» породе людей. Видимо, расовая теория не нова.

Пройденные четырнадцать зал связаны известной последовательностью. Это - эволюция античного искусства, истоки которого в Египте и передней Азии. Пятнадцатый зал погружает нас в другой мир.

Мрачный мир феодализма и христианства обступает нас. Темнота средневековья. Ужас перед телом.

От поста и воздержания тело вытягивается, слабеет, сходит на нет. И даже эта жалкая плоть тщательно укутана одеждой.

Обнаженное, это тело ужасно. Стоит посмотреть на маленькую Еву XIII в. с ее слабыми, нелепыми членами. Как будто художник в лицемерном ужасе закрывает глаза три виде обнаженной женщины.

Мимо этих стрельчатых готических колоколен, этих лицемерно улыбающихся ангелов и дев Марий!

Девятнадцатый зал обдувает нас мощным ветром Возрождения.

В Италии торговый капитал вырастает раньше, чем в других странах. Крепнущая буржуазия борется с феодальным строем, мешающим ее развитию. XVI век в Италии - эпоха буржуазии, молодой и сильной, стремящейся к власти. XVI век в Италии - эпоха Леонардо да - Винчи и Микель - Анджело, титанов, переросших эпоху и класс, породивший их.

«В спасенных при гибели Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед светлыми образами ее исчезли призраки средневековья»(Энгельс).

У Христа Микель - Анджело - тело умирающего титана. Творчество Микель - Анджело - снова торжество тела. Но тело стало иным.

Мраморные юноши древности прыгают и бросают диски. Они поглощены физическим движением. Движение у Микель - Анджело принимает глубокий символический смысл.

Вглядитесь пристальней в произведения Микель - Анджело. Они кажутся незаконченными. Как будто резец оставил нетронутыми куски камня. Это не случайность, не небрежность. Мы как бы чувствуем присутствие косной массы, с которой борется творческая сила художника. Это - выражение борьбы нового класса с мешающим, отжившим, старым, борьбы сильной человеческой личности с теснящей ее средой.

И косная масса побеждает.

Напрасен гнев Моисея. Пленники тщетно рвут с себя оковы. Они обречены на гибель. Трагически неподвижны фигуры на гробнице семьи Медичи - Джульяно и Лоренце. Реакция берет верх.

Последний и первый от входа зал. Мы совершили кругосветное путешествие по времени. Здесь скачут огромные всадники Донателло и высится микельанджеловский «Давид» - колоссальнейшие произведение эпохи Возрождения. На столах - проекты Дворца советов, выставка которых сейчас в музее.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены