Александр Ойслендер

М Рудин| опубликовано в номере №252, декабрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первая книга стихов Ойслендера «Мир свежеет» («Федерация», 1931 г.) в основном посвящена морю.

Отрицая условно романтический штамп как метод, непригодный для изображения сегодняшней действительности, отворачиваясь от традиционных образов, «татуировок на труди», «фуражек без козырьков» и т. д., он пытается по - новому подойти к изображению моря.

Однако эта правильная установка не реализована полностью в огромнейшем большинстве стихов, входящих в книгу «Мир свежеет». Весь цикл морских стихав, в особенности же такие вещи как «Зарядка», «В ожидании бури», «В Черном море ходят катера», характерен, вопреки уверениям автора, именно традиционной, условно романтической трактовкой моря.

Ойслеидер пишет про свою «дружбу с ветром», что «мертвым стянута узлом» и о Черном море, которым он «занемог», о том, что «Замечтался в сотый раз

На равнине многоводной,

Убегающей из глаз...»

Ойслендер здесь использует морской романтический антураж из арсеналов старой поэзии. На ее стихах - пустой налет литературщины. И это основной порок книжки.

Если к сказанному выше добавить, что жизнь во флоте рисуется Ойслендером неглубоко, без показа роста людей, без борьбы, сплошным праздником:

«Ветер начинает щуры - муры,

Склянки бьют, и музыка гремит»,

то мы убедимся, что стихи первой книги Ойслеидера нe могут войти в железный фонд оборонной поэзии.

Новая книга Ойслендера «Мертвый узел» (1933 г., Московское товарищество писателей) - большой и знаменательный для поэта шаг вперед. Эта книга - плод серьезной творческой перестройки.

В «Метком узле» Ойслеидер уже не говорит языком романтических «морских парней» своей первой книги, выглядевших наполовину краснофлотцами, наполовину экзальтированными юношами с бледными лицами...

Герои Ойслендера - в самой гуще нашей многообразной жизни.

Оии открывают земные недра, ибо они

«Родословную земли

По изысканиям читали,

Чтоб рельсы накрепко легли,

Как выстрелы в сухие дали...»

Оии «стоят на границе мира» и она будут стоять «Всю ночь. И две. И три, и много, А если нужно, и века...» В новой жните Ойслендера меньше беспредметных мечтаний на «морской равнине». Поэт ощущает себя членом строительного коллектива. Он любит его, он считает себя ответственным за его судьбу, он утверждает:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мастера огня

Рейс Владивосток - Ленинград