Перекличка эпох

Ю Нейман| опубликовано в номере №252, декабрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Налево - грубое изображение богини Артемиды, изваянное на острове Делосе. Неподвижные члены едва намечены. Оригинал мраморный, но статуя кажется выточенной из дерева. К мрамору еще не привыкли. Вначале скульптура была деревянной.

Керамика - на значительно высшей ступени. Форма сосудов округли и благородна. Огромная ваза IX в. украшена изображением погребальной процессии. По станкам карабкаются спичкообразные фигурки, напоминающие рисунки дошкольников. Рядом - амфора VII в. Мифологический эпизод - укрощение героем Гераклом адского пса Цербера - выполнен тонко и реалистично.

Греческой живописи почти не сохранилось. Мы можем только догадываться о стенах жилищ, расписанных киноварью, суриком, бледной охрой, голубыми и зелеными красками.

Греки оставили миру ваяние.

Египет рано состарился. Греки принесли молодость.

Благосостояние Греции также покоилось на рабах.

Рабство сделалось господствующей формой производства у всех народов, переросших старый, общинный быт. Рабство для того времени было прогрессивной формой. «Без рабства, - говорит Маркс, - не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства we было бы и Рима. А без основания, заложенного Грецией и Римом, не было (бы также и современной Европы. Мы не должны забывать, что все наше экономическое, политическое и умственное развитие вытекло из такого предварительного состояния, при котором рабство было настолько же необходимо, как и общепризнано. В этом смысле мы имеем право сказать, что (без античного рабства не было бы и современного социализма».

Маленькие (Греческие республики противопоставили себя разбухшим восточным деспотиям. На многотысячные войска греки отвечали высоким качеством отдельного воина. В ту эпоху слабого развития военной техники ловкость и сила решали победу.

Во время персидской войны греческий полководец приказал раздеть пленных персов. При виде их балык и дряблых тел воины расхохотались и пошли в 'бой, полные презрения к врагам.

В основе греческой культуры заложена культура тела.

Пятый зал музея - искусство Греции первой половины V в. Начиная слева от входа, вдоль стен, до двери в следующий зал перед глазами зрителей проходит постепенное раскрепощение тела.

Так называемый Тенейский Аполлон. Он стоит прямо, вытянувшись, как бы (боясь пошевелиться. Руки крепко прижаты к бокам, одна нога (несколько выдвинута, губы растянуты неестественной улыбкой. Это следы восточного влияния. Но под кожей напрягаются мускулы. В соотношении частей заметно знание анатомии. Тело оживает.

Вправо от Аполлона - Силен, одно из низших божеств. Их разделяют несколько метров в пространстве и. сто лет во времени. Поза Силона непринужденна во всей своей неуклюжести. Уродливое лицо его несомненно выигрывает при сравнении с безжизненными чертами тенейского красавца.

Лицо постепенно индивидуализируется. Любопытно (сравнить два бюста юношей у той же стены. Один из них - грубоватый атлет, лицо другого носит следы большой мечтательности, одухотворенности.

Впрочем лицо не является главным для греческой статуи того времени. Голова не важней ноги или плеча, ее линии и плоскости образуют продолжение линий и плоскостей всего тела.

Тело все больше освобождается. Напрягаются мощные шеи и руки. Под гладкой кожей выступают крепкие мускулы.

У стены, противоположной входу, - образцы дорийского искусства, искусства Спарты. Лакедемонии (показала всей Греции пример систематической гимнастики и закалки.

Спартанки - «Победительница в беге» - соединяет в себе силу и грацию. Она гордится и чуть - чуть конфузится своей победы. Женщины Спарты в отличие от домоседок - афинянок занимались спортом наравне с мужчинами.

«Дискобол»Мирона - полное торжество мускулов. Гибкое тело юноши напружинено и готово к броску. Тело это вполне отвечает идеалу Греции: «высокая грудь, широкие плечи, крупные икры». Все внимание юноши сосредоточено на том, чтобы бросить диск как можно лучше. Это полное поглощение каким - либо физическим движением характерно для греческой скульптуры.

Мраморное тело научилось бегать и прыгать. Постепенно оно обучается плаванию и летанию. «Ника» - богиня победы, произведение Пэония - готова к полету. Эту готовность выражает все ее устремленное вперед тело.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены