Отрывки из 3-й части романа
Тесса вряд ли узнал бы в кокетливой мастерице, которая развозила платья нарядным заказчицам, свою дочь: короткие завитые волосы, пунцовые губы, шляпа, похожая на поварской колпак, а в руке картонка, перевязанная лиловой ленточкой.
Дениз работала в мастерской мод на бульваре Мальзерб. Мастерицы шили бальные платья. В салоне стояли длинные зеркала. Заказчицы показывались редко, и хозяин жаловался, что дела идут плохо. Это был немолодой человек с короткими седыми усами и с грустным взглядом. Иногда он перелистывал «Жарден де мод» или «Вог». Манекены в сумерки казались посетителями. Пели швейные машины; танцевали электрические утюги; длинные ногти пробегали по шелку - звук был несносен. А в задней комнате хромой Южень приправлял лист на американке: там помещалась подпольная типография. Хозяин мастерской мало что смыслил в модах, он писал листовки; а Дениз разносила их в нарядной картонке.
Сегодня у Дениз праздник. Она спешит в Бельвиль. Вот адрес... Там она встретится с Мишо. Это первая встреча после четырех месяцев разлуки.
Мишо послали сначала в Брест: он был запасным флота. В штабе, прочитав сопроводительный лист, стали думать, как бы отделаться от «смутьяна». Недели две спустя его отправили в Аррас - в пехотный полк. Он мыл полы в казарме. Батальонный командир Фабр был пьяницей и чудаком, политику презирал, начальству не верил, говорил: «В жизни два отрадных явления - таксы и кактусы». Вначале он решил, что Мишо - вор, а узнав, что «преступник» сражался в Испании, развеселился, прозвал его «Дон - Кихотом»; благоволил к нему. Вот отпустил на два дня в Париж...
Дениз волновалась; не сразу нашла она узкую, полутемную улицу, похожую на десятки таких же уличек. Дверь открыла старая женщина, Мишо еще не было.
- Садитесь, милая. Я сейчас кофе сварю. Замерзла? Мишо скоро приедет.
Но Мишо задержался. Хозяйка спросила:
- Вы моего Жано не знали? Его фашисты убили на заводе.
Дениз вспомнила рассказы Мишо о Клеманс:
- Это вы?
Клеманс вытерла глаза передником: Жано!... и Дениз теперь поняла язык маленькой комнаты. На стене висел портрет ушастого подростка. На комоде лежали книги, тетрадки. Старая кепка... Клеманс не могла расстаться с вещами сына. Она ухаживала за его товарищами, кормила их, пришивала пуговицы. Когда началась война, она сидела по вечерам и плакала: всех забрали. А в ноябре к ней пришел незнакомец:
- Я от Мишо. Можно у вас остаться до утра? Меня ищут...
Она теперь прятала у себя коммунистов. Никогда не расспрашивала, кто, зачем; готовила ужин, стелила постель. С ней разговаривали о событиях. Она гордилась доверием. Сказала Дениз:
- Финляндию они придумали, чтобы отвести глаза...
Потом поглядела внимательно на Дениз и улыбнулась:
- Я давно Мишо говорила: зачем ты один болтаешься? Хорошо, что вы его заметили, он скромный. А сердце у него замечательное. И умница. Скоро будет, как Морис Торез. Только без женской руки трудно. У Жано я была.
Скрытная Дениз не смутилась: будто с ней говорит близкий человек...
- Вот и Мишо. Какой он смешной в форме!
- Ты!
Он обнял Клеманс. Старуха напоила его кофе.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.