Дениз вышла на авеню де Гобелен. На самом припеке стояла очередь - двадцать или тридцать женщин. Потом заметались платки, космы, кошелки:
- Солдат ищут!...
Женщины кинулись к соседнему дому, и на асфальт пролилось синеватое, жидкое молоко. Полицейские вывели из ворот юношу. На нем были солдатские штаны, синяя рабочая блуза. Кто - то крикнул:
- Мать пропустите!
Старуха (Дениз в первую минуту показалось, что это Клеманс) подошла к солдату, крепко его обняла. Он шепнул:
- Прощай, мама!
Его втолкнули в фургон. Мать, оглядев смущенных полицейских, сурово оказала:
- Вот, значит, на кого вы работаете!...
И снова синие эмалевые глаза - пьют коньяк, едят колбасы, гогочут...
Дениз свернула за угол. Это был нищий квартал за площадью Италии. Дома будто раздетые - грязь, уродство; их больше не скрашивают ни шум толпы, ни пестрые витрины. На скамейке старички играют в карты. Женщины стоят в подворотнях, готовые исчезнуть, как только покажутся солдаты. Но немцы сюда не заходят.
Дениз позвонила. Никого... Кто знает?... В последние часы люди уходили против воли, подчиняясь ритму шагов, безумному желанию других - вырваться, уйти. И потом Клода могли арестовать: немцы заходят в дома... Дениз прислушалась: ни шороха...
А Клод - рука на задвижке - томительно думал: вот и пришли! Не открывал - еще минута свободы...
- Ты!...
Они долго ничего не могли вымолвить. Наконец Клод сказал:
- Дожили!... Я все - таки не думал, что придется это увидеть. Ты понимаешь - немцы в Париже!...
Дениз поглядела на него: серые щеки, а глаза блестят... Нехорошо! Печальная комната - на столе ломтик хлеба, тетрадь со стихами и книга «Как закалялась сталь».
- Надо что - то делать, - сказала Дениз. - У тебя есть связь?
- Нет. Из наших остался только Жюльен. Но как его найти? Я думал, что он придет... А по улицам он не станет ходить: теперь каждый человек заметен. Они ищут... Кьяпп недаром остался: он с ним работает.
- Надо что - то делать, Клод! Беженцы возвращаются, и первое, о чем спрашивают: как коммунисты?... Нельзя ждать. Преступно!...
- Гектограф есть. Чернила, бумага - все осталось. Только ни к чему... Разве мы с тобой знаем, о чем теперь писать?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.