В Англии вышла недавно книга «Летчики говорят» - о боевых действиях летчиков британского военно - воздушного флота. Она родилась из записей выступлений летчиков перед микрофоном. «Собранные в книге рассказы, - указывает предисловие, - говорят сами за себя. В них описываются не только потрясающие дневные воздушные бои между истребителями, дальние ночные рейды бомбардировщиков в Италию и Германию, но и другие важные стороны жизни военно - воздушного флота».
Два рассказа из этой интересной книги, печатающейся в сокращенном виде в № 11 - 12 журнала «Интернациональная литература», мы приводим ниже.
Прежде чем говорить об этом рейде, мне хотелось бы рассказать вам одну историю, которая нас очень рассмешила. Давно мы так не хохотали - с самого начала войны.
Несколько дней назад нам прислали вырезку из итальянской газеты, со следующим потрясающим сообщением: «Удачные налеты на Германию и Италию объясняются тем, что британские военно - воздушные силы привлекают к этой работе летчиков из колоний, которым выплачивают за каждый ночной рейд на Германию 500 фунтов стерлингов, на Италию - 600 фунтов стерлингов». Вчера ночью я совершил свой двадцатый налет на Германию, значит, соответственно этим расценкам, у меня сейчас должна лежать в банке кругленькая сумма в 10 тысяч фунтов стерлингов. Приходится только удивляться, зачем итальянцам внушают, будто бы всем летчикам всех военно - воздушных флотов - включая и их собственных - требуется столь фантастический стимул для выполнения того, что считается теперь, во всяком случае у нас, в британских военно - воздушных силах, более или менее обычной работой летного состава. Мы наклеили эту вырезку на доску для объявлений в офицерской столовой и нарисовали сбоку большую красную стрелку. Было бы жалко оставить такой перл без внимания.
Но если вы хотите иметь полное представление о работе отряда бомбардировщиков британских военно - воздушных сил, я расскажу вам о первом рейде на Берлин того отряда, в котором я состою.
Подполковник, командующий нашим авиаотрядом, созвал нас днем, как обычно, для детальной разработки предстоящей операции. Половина отряда, сказал он, пойдет на Берлин, остальным будут заданы другие цели, в Германии же. Он спросил, нет ли среди нас командиров или, может быть, целых экипажей, которые предпочли бы лететь на Берлин. Такое желание выразили все, кто был в тот вечер в смене, и командир решил, что правильнее всего будет назначать по старшинству. Кое - кто из ребят попытался малость смошенничать, но этот номер не прошел, и назначение летчиков было поручено двум командирам звеньев, которые и распределили кого куда следует. У нас в отряде есть звено «А» и звено «Б».
В конце концов полетали все, так как через несколько часов вылет на другие цели был отменен и нас всех направили на Берлин. Если спросить пилотов об этом рейде, так, я думаю, большинство из них скажет, что при более или менее летной погоде полеты на Берлин не представляют особенных трудностей. Правда, эта трасса длиннее многих других, но расстояние не играет такой уж большой роли, если машина выдерживает долгий путь, а ее командир и экипаж хорошо знают свое дело. В сущности говоря, для такого рода работы нас и подготавливали с самого начала.
Так вот, теперь расскажу про налет на газовый завод в Берлине. Если судить по тем результатам, в которых мы убедились собственными глазами, то более удачного рейда у меня, пожалуй, до сих пор не было. В Берлин я летел тогда в первый раз, хотя совершать рейды в другие места Германии мне уже приходилось.
По дороге туда наша машина попала под обстрел зениток, правда, не очень сильный. К тому времени, когда мы подлетели к Берлину, там уже сновали другие наши машины, и повсюду были сброшены осветительные ракеты. Можно было без всякого труда разглядеть улицы, железнодорожные пути, небольшие парки и тому подобное.
Над самым городом по нас стреляли очень сильно, но попаданий не было. Мы нашли свою цель без всякого труда. Это был газовый завод в нескольких милях от центра Берлина. Кто - то уже успел поджечь его в двух местах в северо - восточном углу, а мы шли курсом с запада на восток. Нашу машину вел второй пилот, а я был занят бомбометанием. Мы снизились до восьми тысяч футов, и я совершенно отчетливо увидел заводские строения.
Может быть, мне следует, описать сейчас в двух - трех словах самый процесс бомбометаний. Бомбардир лежит ничком в носу фюзеляжа и смотрит вниз через большое стекло, заменяющее пол. При бомбометании следует учитывать скорость и направление ветра, высоту и скорость полета машины и так далее; потом, когда цель совпадет с визиром переднего и заднего прицела, бомбардир нажимает кнопку бомбосбрасывателя - и бомбы летят вниз.
Как только мы сбросили свой груз, на заводе раздались четыре взрыва огромной силы. Я полагаю, что первая бомба попала в газометр, - только так и можно объяснить дальнейшие события. Мощная взрывная волна пошла вверх и в сторону. Мне это напомнило сцену из кинофильма.
За первыми четырьмя сильными взрывами последовало несколько других, более слабых. В двух местах вспыхнули огромные пожары, к небу взметнулись языки огня, - по моим расчетам, тысячи на полторы футов в вышину, - потом повалили густые клубы дыма. Более страшного зрелища мне не приходилось видеть. Бомбы упали на расстоянии примерно пятидесяти ярдов одна от другой. Пожары и взрывы почти немедленно слились в сплошное море огня, охватившее участок ярдов в двести.
Вслед за этим я увидел, как в западном углу заводской территории упали наши зажигательные бомбы. Они летят дольше, чем тяжелые, фугасные. Какую часть завода они поразили, я не знаю, но сверху мне были видны пучки ослепительно ярких вспышек на земле. Мы сделали несколько кругов над целью, следя за тем, как разгорается пожар. Помню, задний стрелок крикнул мне: «Ну - ну! Здорово!» Отсветы в небе от зажигательных бомб, должно быть, видел весь Берлин.
При свете взрывов внизу на одно мгновение можно было разглядеть два длинных корпуса и вышку. Потом наша машина ушла дальше, и с моего места, впереди, уже ничего не было видно, но задний стрелок сказал, что один из этих корпусов охватил огонь.
Когда мы сделали второй заход на цель, снаряды зениток начали разрываться слишком близко от нас, и я распорядился идти курсом на базу. Вся бомбежка заняла каких - нибудь пять - шесть минут. Мы пошли в обратный путь и по крайней мере с четверть часа видели в небе отсветы пожаров, а потом услышали звук еще одного взрыва огромной силы. Мы не могли сказать с уверенностью, был ли это результат нашего налета или Берлин бомбили с других машин.
Так прошел рейд на Берлин. Конечно, удача выпадает нам не каждый раз, но описание одного из наших полетов даст вам некоторое представление о том, что делают в этой области британские военно - воздушные силы.
В два часа тридцать минут того самого дня, когда мы должны были совершить налет, о котором я хочу рассказать, моему подразделению было приказано собраться. Я вызвал пилотов по фамилиям и сказал им следующее (передаю это сейчас в нескольких словах):
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.