Скорее всего, главным качественным итогом минувшего года является дальнейший рост активности исполнителей всех намеченных пятилеткой дел. Наш успех предусмотрен и осмыслен. Во многом он стимулирован развитием соцсоревнования за выполнение личных планов повышения производительности труда каждым рабочим. Итак, мозг. исполнителя подключен к регулированию общих трудовых процессов и отношений. Он становится фактором производства. От него зависит экономическая и социальная эффективность общества, в котором исполнитель живет и где, полностью раскрывая свои творческие возможности, он может не на словах, а на деле считать себя государственным человеком.
Понятно, важен во избежание взаимных разочарований правильный учет результатов трудовой деятельности. Точный показатель не просто цифра, а мера ума и совести. Он же и стимул всех этих дел, – он создает настроение.
– Интересно, не как идут дела, а как они ведутся, – заметил мне однажды бывалый промадминистратор.
– В смысле отчетности?
– Глубже: в части делового настроения каждого на каждом рабочем месте, в части честности и масштабности исполнителя. В том, чувствует ли себя рабочий – ив какой мере чувствует – -хозяином. А то иной может работать «вполпаровоза» – и ничем его не проймешь, потому что он пыхтит по КЗоТу. Был у нас еще до войны такой всем известный курьезный паровоз. Один сменщик его совсем не чистил, а второй – только свою
половину. Ездить, конечно, можно, а уважение к себе-то где?
Все же тот машинист скоро перестроился, поскольку за него взялось общественное мнение, а руководство закрепило новый настрой, доверив крайне ответственный рейс в те славные времена зарождения стахановского (кривоносовского на транспорте) движения. Понимали, словом, что ответственность – не только испытание, но и воспитание, а профессиональная честь сильнее «профессиональных привычек».
Однако не зря, видно, сказали, что легче было расщепить атом, чем искоренить предрассудки в сознании людей. Тут без постоянной работы, думается, не обойтись, ибо не все одинаково понимают свое право на профессиональную гордость или его масштабность.
...Экскаватор крушил старый дом и грузил обломки в самосвал – работа в принципе даже символичная: снос всего старого, обветшалого для возведения на этом месте нового и светлого здания.
Итак, экскаватор ломал халупу и грузил обломки. Всякая труха, ломаные доски и битые кирпичи ковшом подцеплялись прекрасно, и скоро самосвал был уже почти полон. Но тут под ковш подвернулось бревно – сухая, полуистлевшая гнилушка метров пяти-шести. Она не давалась. Ковш подступался к ней справа, слева, падал сверху, подкапывался под нее – гнилушка упрямо вываливалась из ковша.
Тогда ковш начал долбить ее, пытаясь раздробить, – гнилушка отскакивала.
Работа шла, наверное, минут уже двадцать. Шофер самосвала наблюдал, сидя с папироской на подножке. Поодаль пенсионеры стояли кружком. Экскаватор ревел и мотался, как бешеный.
Наконец какой-то прохожий, еле увернувшись от ковша, обругал механизатора за лихие развороты, поднял гнилушку и спокойно забросил ее в кузов. Экскаваторщик выпрыгнул из кабины, с него рекой лил пот.
– Сам-то не догадался так сделать? – спросили его.
– Мне руками грузить не положено, – последовало в ответ.
– Так это не руками, а головой.
– Мне для исполнения работ машина придана. Тут явная путаница, все наоборот, потому что это не исполнитель, а лишь придаток к машине, добавочная деталь, составной узел из мяса и костей, пусть способный даже нервничать и проливать пот. Вместо того, чтобы проявить свое основное качество – исполнительность, которая в данном случае заключалась в том, чтобы вылезти из кабины и одолеть гнилушку руками.
– Работа дураков любит, – было сказано механизатором в заключение.
Видимо, тоже нет: вон сколько выжала из него пота и нервы измотала так, что потом пришлось для успокоения полчаса курить.
«Расстроился человек», – сожалели зрители.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.