– Не могу, не положено.
– Ну, я вам это в «красную» субботу припомню.
И припомнит Как пить дать припомнит. От сверхурочных откажется напрочь или сдерет не меньше червонца-полутора.
Никакая работа не может делаться на «отлично» все время. Даже машина «устает»: перегревается, разбалтывается, размагничивается.
Человек не машина. Он может пересилить себя, если... если почувствует, что к его персоне проявлено внимание.
Однако таким образом можно выпестовать и рвача. Вполне. Вот и балансируй тут при постоянной угрозе срыва (плана, хочу сказать).
– Циркач ты, мастер...
– Потому что «рыжий».
А это еще и потому, что на уровне мастера человеческие отношения превалируют над технологией. Планы производственных штабов реализуются только мастерами. Даже самое дотошное начальство знакомо даже с самыми показательными рабочими лишь приблизительно, могу дать голову на отсечение. Подноготная известна одному лишь мастеру, да и то если он не один пуд соли на участке съел.
Отсюда, видимо, и появляется то острейшее, до болезненности стремление угадать причинные связи в системе «человек – машина», которая имеет у нас всеобъемлющее общественное значение.
Психологи считают, что степень зависимости поведения человека от коллективного настроения больше и сложнее, чем это на первый взгляд можно себе представить. Однако они же говорят, что природа такой зависимости пока еще не очень ясна. Душа человеческая-де потемки.
Очень может быть. Крыжовников, например... Да, опять Крыжовников, ибо очень уж, на мой взгляд, колоритная это фигура. Так этот, как может спервоначалу показаться, хапуга и горлопан, в то же время есть и безвозмездный донор. «За отгул старается», – утверждают некоторые.
– Допустим. А почему он тогда ходит на парад и осенью и во всякое иное время? Почему он ни одной предвыборной кампании не пропустил?
– Маскируется, – скрипнули за спиной.
Под кого? Под активиста-коллективиста? Вот и отлично. Значит, понимает, что без коллектива – никуда. Сплоченный коллектив, как сказал один умный человек, – «это своего рода ускоритель, который во много крат «разгоняет» ту или иную склонность человека, умножает ее, может разжечь до огромной силы».
И здесь мы встречаем очередное противоречие. Ведь в системе «человек – машина», коли это главная наша «печаль», не все склонности ведут к повышению ее эффективности, не всякая предрасположенность полезна. Современное производство требует определенной нравственной унификации. Конечно, глупо воспитывать типовую реакцию на то или иное постановление, стандартный отклик на зов коллег или начальства. Но, видимо, все-таки есть склонности, которые могут быть и полезны «системе» и приятны человеку, даже если их и насаждать в порядке социального стереотипа.
«Богатство человека» определяется богатством его связей с различными человеческими общностями. Для человека это путь к людям, – утверждает социальный психолог Б. Д. Парыгин. – Не будь мы загружены «общими местами» общечеловеческих переживаний, мы были бы вечными иностранцами по отношению друг к другу».
Но системе «человек – машина» некогда, ибо производство прежде всего дорожит временем. Ей нужно то место, которое «всего общей». Необходим тот шаблон взаимодействия живой системы с окружающим, какой одним махом позволяет мозг рабочего подключать к регулированию всей системы производственных и общественных отношений, делать его фактором современного жесткого непрерывного производства.
Думается, главное тут настрой на исполнительность – обычное сознание своей значимости и, следовательно, своей ответственности, то есть привычка работать с наибольшей отдачей и профессиональное отвращение к работе «вполпаровоза».
Шаблон этот вовсе не обременителен. Конечно, личная ответственность станет более привлекательной, когда она будет выношена каждым из наблюдаемой постоянно общей ответственности. Мышление, как известно, – продукт общественный. Однако формы проявления исполнительской ответственности – это формы проявления человека.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.