Николай Бугров познает мир через вещи
Нижний Новгород, 27 лет. По образованию - инженер (двигатели внутреннего сгорания). Работает в рекламном агентстве.
...«Я могу сделать своими руками все, что угодно. Поэтому и за работу берусь разную, - рассказывает мастер. - Среди «моих» вещей: серебряный кулон-улитка, кожан-ная визитница, флешки в виде черепахи из редкого дерева «пурпурное сердце», нарды из разных ценных пород дерева, награда для музыкальной премии рок-фестиваля в виде характерной «козы»... Но Николай не претендует на уникальность дизайна и иногда адаптирует чужие идеи.
Каждый раз он берется за новую работу, стараясь не решать те задачи, которые уже были выполнены. Сделал однажды мягкую игрушку, познал новое производство, освоил нужные технологии - пора переходить к следующей, совсем иной работе. Притом - при этой-то разовости - для него важно приблизить свою работу по результату к вещам, которые изготовлены промышленным, а не кустарным способом. Николай считает, что это стремление быть ближе к производству и отличает его и от «чистого хэндмэйдера», и от «чистого художника».
Свое увлечение мастер определяет как процесс перехода хобби в профессиональную деятельность. «Когда понял, что работа в конструкторском бюро меня больше не увлекает, уволился. Сейчас мои обязанности в рекламном агентстве не требуют полной занятости, - объясняет он. - Но я, наверное, трудоголик - не умею часами болтать в Интернете или лежать на диване, лучше поработаю руками».
Несколько лет назад, проектируя мед-технику в конструкторском бюро, Николай заразился от коллеги любовью к японским ножам и мечам. Причем, как вспоминает мастер, заинтересовала его не столько философия, сколько внешний вид этих предметов и процесс их изготовления - сложная технология обработки дерева и разных металлов. Он загорелся желанием сделать что-то самому, но до меча и ножа «не созрел» и до сих пор - изготовить такое оружие полностью парню и сейчас кажется слишком сложным.
Но тот же коллега-оригинал принес в офис красивую деревяшку - африканский махагон, и Николай влюбился в эту дощечку и решил сделать из нее корпус для телефона. «Горы стружки и пыли, - вспоминает он. - Возился месяц или полтора, сломал несколько корпусов, пришлось самому делать инструменты для работы, но - получилось!»
Сейчас Николай мастерит и ювелирные изделия, и аксессуары, и предметы интерьера, и одежду, и технику - по заказам, которые делают люди, нашедшие мастера по сарафанному радио. Лично для себя сделал кольцо из белого и желтого золота с изумрудом, браслет, а еще - стальной магнитик на холодильник в виде оленя (это животное изображено на гербе Нижнего Новгорода).
Ничего сложного в том, чтобы использовать в создании новых вещей разные материалы, он не видит - представить технологию незнакомого производства инженеру проще, чем, к примеру, писателю. Хотя с некоторыми материалами Николай работает по наитию - например, с войлоком, который использует, руководствуясь ощущениями.
В его мастерской нет ни радио, ни чайника - ничего отвлекающего.
«И мне очень нравится процесс полного погружения», - резюмирует он. Николай говорит, что его увлекает весь процесс создания чего-либо - от возникновения идеи до появления готовой вещи у конкретного человека. После школы он всерьез пробовал заниматься музыкой - созданный им коллектив давал концерты и даже ездил на гастроли. Но в этой деятельности Николай не нашел внутренней отдачи, поэтому попытался самореализаваться в других областях. Вот тут-то и появился телефон с деревянным корпусом, а потом - прочие забавные вещи. Но, по мнению мастера, и музыку, и нынешнее хобби можно описать словом «созидание».
«Материальная выгода - не главное», - уверяет он. Но и полностью посвятить себя любимому делу невозможно. Например, где тогда брать деньги на путешествия, без которых мастер не представляет своей жизни? «Но я не могу продать другу, например, кофту, расписанную под хохлому за сумму, которой бы хватило на поездку, - сокрушается Николай. - Это неправильно. Даже с учетом того, что я расписывал ее вручную».
Для того, чтобы создать простую, на первый взгляд, вещь, по мнению Николая, порой требуется очень много времени: нужно понять, как это сделать, чтобы выглядело интересно, чтобы это можно было носить или использовать. Однажды друг попросил сделать ассиметричное кольцо с камнем - наполовину из золота, наполовину из дерева, в подарок девушке. «У него были некоторые представления, как кольцо должно выглядеть, у меня - знания ювелирного дела. Я ему объяснял, исходя из физических свойств металла и дерева, что реально, а что нет, предлагал альтернативные идеи», - вспоминает Николай. Он много времени потратил на попытки присоединить дерево к металлу, не повредив его, и сделать дерево таким тонким, как это нужно для ювелирного изделия. Говорит, что аналогов созданной вещи не видел - присоединить дерево к металлу крайне сложно. Обычно вместо этого часть металла либо красят, либо покрывают специальным материалом или используют каучук.
Ощущения для него - важней всего прочего. После трехчасовой кропотливой и очень грязной работы с драгметаллами, сталью, алюминием, латунью и деревом (в составе которого есть дубильные, очень едкие вещества) руки невозможно отмыть - кожа окрашивается намертво. Но в этом-то, по мнению Николая, все заключается: «Главное - это познание окружающего мира. Работа руками доставляет мне безумное удовольствие: занимаясь только интеллектуальной деятельностью, невозможно в полной мере ощутить прелесть создания чего-либо».
Блог Николая Бугрова: www.rukiizzho.blogspot.com
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Песок рассказал историю про колибри
Управление в компьютерной игре движением глаз и мимикой
Современное микроволновое искусство
Чтобы разбираться в пиве, нужно варить его самому
Почему люди в России начинают «болеть простотою»
Знакомство с японской эротической практикой
Детектив. Перевод с английского Марины Жалинской
Евгения Вдовина - любительница приключений и «похимичить»
Рассказ