Так и пошло уже со времен столь давних, что «охота» по сути своей понятие не однородное. С годами разница стала еще более заметной. И к нынешним временам охота разграничилась на три основных вида: промысловая, любительская и научная. Убежден, что нет нужды показывать особенности каждого из этих видов, они и так ясны.
Скупым инвентарем - обычно самодельным - добывал русский промысловик зверя и птицу, скорее умом да хитростью, чем мудреной снастью. Скупо кормился он, славя страну русскими мехами на полмира. Тяжким трудом обеспечивал себе хлеб насущный, нередко погибая в трудных условиях.
Современная индустрия промысловой охоты не является предметом нашего разговора, как, впрочем, и научная охота, направленная сугубо на изучение фауны. Речь об охоте любительской. Для души, для удовлетворения старейшего инстинкта, перешедшего к нам по наследию от далеких наших предков. Конечно, и в любительской охоте грамотный человек найдет все: и пользу для здоровья, и отдых для души, и общие задачи с охотами промысловыми и научными. Хорошей кухни приготовления добытый тобою лично трофей - то ли заяц - русак, то ли гусь - гуменник, запеченный с яблоками, - щедрое и, главное, полезное дополнение к дистиллированному городскому столу и отменное угощение для людей, понимающих вкус пищи. Пожалуй, и кончается на этом промысловость любительской охоты. Но научное познание через ее опосредствование бесконечно. И это созвучно требованиям нашего времени.
Много ли знает о природе горожанин, даже воссевший за руль собственных «Жигулей» и каждую субботу выезжающий на природу! Да почти ничего. Только пешим ходом пройдя не одну сотню километров по лесам, заночевав в горах или утлой лодочке, загнанной в камыши, ощутив холодок утренней росы и увидев, как встает солнце, подслушав рассветные звуки, подсмотрев закатные краски, вдохнув все запахи поля и леса, человек по - настоящему ощущает ту землю, на которой живет. Еще ближе становится ему слово «Родина», принимающее конкретное обличье в сотнях неповторимых картин, прошедших перед глазами однажды на охоте. Неизмеримо богаче становится такой человек. И пусть когда - нибудь он бросит ружье и сменит его на фотоаппарат или записную книжку - это значит, что страсть познания - основной движитель поиска - победила в нем страсть к добыче. А может быть, победа эта только кажущаяся! Просто иную форму приняла охота! И нет в моей душе против нее никакого восстания ибо любое разумное хождение человека в природу только обогащает его, делает сильнее, утверждает грамотного хозяина своей страны.
Не может быть знания современной жизни без познания опыта предков, без связи с великой культурой родной земли, без связи с ее традициями. Тем и славна наша русская охота, что корнями уходит она не только в глубь веков, но и в глубь характеров народных, в глубь мудрости многотрудной жизни.
Столетиями формировались такие традиции. Не думалось князю Владимиру Волынскому, по приказу которого в 1276 году была воздвигнута сторожевая башня Белая вежа на холме близ тихой речки Лесной, затерявшейся в Беловежской пуще, что спустя почти семь веков с таким же восторгом будет оглядывать с нее окрестные, правда, отступившие несколько леса потомок, собравшийся на охоту. Уже семь веков удивляет щедростью белорусская земля, а Беловежская пуща стала символом красоты природной и богатства охотничьего. Кого оставят равнодушным строки большой поэмы «Песнь о зубре», написанной четыре с половиной века назад сыном лесника - охотника Николаем Гуссовским, белорусом по национальности, поэтом по призванию.
Сколько знания природы в музыкальных строках, какая драматичная картина взаимоотношений человека и могучего зверя, сколько гармонии и покоя! И как волнуется перо поэта, когда заходит речь о действе, когда запахнет в воздухе опасностью боя, когда рухнет гармония под копьем охотника - добытчика!
Всадники цепью берут его в клещи,
вначале
Криками дразнят, потом озлобляют
угрозой.
Пагубно это бывает. Хоть каждый
сноровист,
А отвернется фортуна - погибнет
и сильный.
Дело одно - на ретивом коне
на равнине
Гнаться со сворой за зверем,
но дело другое -
По лесу гнаться, где всякое может случиться.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
С директором Ульяновского автозавода имени В. И. Ленина Иваном Дмитриевичем Масловым беседует корреспондент «Смены» Федор Шахмагонов
Повесть